Забытые эксперименты прошлого

Была как то у нас тема, где мы обсуждали кто такой Магистр и верховный иерарх всего сущего — Граф Калиостро, а ведь это был не единственный пример того времени.

Австралийский журналист Джон Маунт уже более 40 лет является страстным собирателем старинных книг и рукописей по избранной им тематике, а в круг его интересов входят алхимия, археология и филология. Результатами очередных поисков журналиста, проведенных на родине, а также в странах Старого и Нового Света, стали документы, повествующие об удивительных опытах и открытиях известных ученых, начало которым было положено еще три с половиной столетия тому назад.

Как вы думаете, есть среди этих описанных экспериментов и якобы подтвержденных свидетелями что то такое, до чего не дошла наша наука или просто не обращает внимание? Или вообще ничего удивительного тут нет и все укладывается в научные рамки?

Средневековый «чародей» сэр Томас Браун

Известный английский писатель и физик-экспериментатор, сэр Томас Браун (1605-1682 годы) в ходе своих опытов обнаружил явление, которое он назвал «палингенезом… возрождением облика сожженного дотла растения».

Он сжигал растение в окислительной среде, в результате чего происходила его кальцинация. После сожжения растения и превращения его в золу Браун отделял образовавшиеся соли от золы и после «специальной ферментации» помещал эти соли в стеклянный сосуд. То, что происходило дальше, Браун описывает так: «…под воздействием жара тлеющих углей или естественного тепла человеческого тела возникают точная форма и внешний вид (сожженного растения); после прекращения подогрева дна сосуда они внезапно исчезают».

Томас Браун

А вот что рассказывает об эксперименте с цветком очевидец этого «действа»: «…после… кальцинации он отделил соли от золы и поместил их (соли) в стеклянный сосуд, на него воздействовала химическая смесь (реакция), пока в процессе ферментации они не приобрели голубоватую окраску.

Пылевидная смесь, которую всколыхнуло тепло, начала выбрасываться вверх, образуя при этом простейшие формы. Отдельные детали объединялись, и по мере того как каждая занимала предназначенное для нее место, мы стали отчетливо видеть, как воссоздаются стебель, листья и сам цветок.

Это был бледный призрак цветка, который медленно возникал из пепла. Когда тепло перестало поступать, магическое зрелище стало меркнуть и разрушаться, и, в конце концов, все вещество опять превратилось в бесформенную кучку золы на дне сосуда. Теперь растение-феникс лежало в виде кучки остывшего пепла».

 

Забавы профессора Тиндаля

Другой известный британец, выдающийся ученый, профессор Джон Тиндаль (1820-1893 годы), прославившийся трудами в области молекулярной физики, акустики, теплопередачи и оптики, незадолго до своей кончины осуществил уникальные эксперименты, которые в наши дни, к сожалению, совершенно забыты, так же как и опыты Томаса Брауна.

Тиндаль наполнял стеклянную трубку парами определенных кислот, солей азотистой и йодисто-водородной кислот. Затем трубка переворачивалась в горизонтальное положение и устанавливалась так, чтобы ее ось совпадала с осью пучка лучей электрического или сфокусированного солнечного света. Когда посредством регулировки взаимного положения трубки и пучка света достигалась их соосность, в парах начинали происходить удивительные явления.

Трубка Тиндаля

Облачка паров постепенно сгущались, преобразуясь в цветные пространственные изображения животных, растений и других объектов, включая геометрические фигуры — шары, кубы, пирамиды. На одной из стадий в ходе экспериментов Тиндаль с изумлением увидел, как клубящиеся облачка внезапно превратились в «змеиную голову».

А когда пасть змеи медленно раскрылась, из нее появилось облачко в виде длинного завитка, превратившегося в совершенный по форме змеиный язык. Как только это изображение пропало, на его месте немедленно образовалось новое, на сей раз великолепная по форме рыба — с жабрами, усиками, чешуей и глазами.

Описывая полноту этого изображения, Тиндаль говорил:

«»Парность» формы животного проявлялась во всей полноте, и не было такого кружка, завитка или пятнышка, которое существовало бы на одной стороне (фигуры) и не существовало бы на другой».

«Парность», как ее понимал Тиндаль, могла в некоторой степени подтверждать достоверность эксперимента. Тот факт, что любая «парная» деталь изображения точно воспроизводится, то есть непременно бывают представлены оба глаза, оба уха, и т.д., предполагает, что изображения создаются целенаправленно, а не являются случайными событиями, как это происходит с облаками, иногда напоминающими очертания знакомых нам объектов.

«Трубка Крукса» — повод для критики Тиндаля

Что касается «фокусирования» лучей, то, может быть, после овладения экспериментатором тонкостями настройки световых лучей определенные изображения могли возникать и по его воле?

Здесь следует заметить, что в те же годы английский физик и химик, сэр Уильям Крукс (1832-1919 годы), будущий президент Лондонского королевского общества — одного из старейших научных центров Европы, — исследовал электрические разряды в газах и катодные лучи с использованием устройства, названного впоследствии «трубкой Крукса».

Он обнаружил сцинтилляции, то есть световые вспышки, возникающие под действием ионизирующего излучения в люминофорах — органических и неорганических веществах, способных светиться (люминесцировать) под действием внешних факторов.

В связи с этим недоброжелатели Тиндаля получили обширное поле деятельности для критики. Они утверждали, что наблюдаемое им явление легко объяснить механическим воздействием луча света, который естественным образом «взбалтывает» молекулы паров, формирует из них фигуры определенных очертаний -например, сферические, веретенообразные, — что, по мнению критиков Тиндаля, и было продемонстрировано Круксом.

Однако они забыли упомянуть тот факт, что в ходе своих экспериментов Тиндаль получал отчетливые изображения растений, ваз, морских раковин, рыб, змеиной головы и целого ряда других объектов.

Слово в защиту Тиндаля

Оказывали собственные мысли Тиндаля влияние на ход эксперимента, или пары определенных химических веществ обладают способностью формировать изображения? Сейчас этого, по-видимому, никто не знает.

Однако следует иметь в виду, что репутация Тиндаля была высока, он являлся членом и руководителем Королевского института в Лондоне, а также последователем и доверенным лицом Майкла Фарадея (1791-1867 годы) — выдающегося английского физика, основоположника учения об электромагнитном поле, иностранного почетного члена Петербургской академии наук.

Портрет Джона Тиндаля

По мнению многих уважаемых людей, знавших профессора Джона Тиндаля, он был скромным и щедрым человеком, а его исследования, труды и лекции оценивались в научных кругах весьма высоко. Словом, это был не тот человек, который стремился видеть то, чего на самом деле не существовало.

Они видели души живых существ

Еще один интересный вид экспериментов, в некоторых отношениях аналогичных описанным выше (но, согласно современным стандартам защиты животных, политически некорректных), был осуществлен в 40-х годах XX века с использованием диффузионной конденсационной камеры Вильсона. Такая камера, заполненная газом или паром, обычно применяется для отслеживания траекторий атомов или субатомных частиц.

Доктор Р.А. Уоттерс, директор Фонда психологических исследований имени Уильяма Бернарда Джонсона в городе Рено, штат Невада, выдвинул теорию, согласно которой душа человека или животного существует «во внутриатомном пространстве между атомами живых клеток». Он решил проверить свою теорию, применив для этого упомянутую камеру Вильсона.

В камеру поместили крупного кузнечика и умертвили его с помощью эфира. Точно в момент смерти насекомого произошло расширение водяного пара, что, в свою очередь, привело камеру в действие, а возникшая при конденсации фигура была сфотографирована.

Всего было проведено около 40 подобных экспериментов с подопытными лягушками и белыми мышами. Согласно Уоттерсу, во всех опытах, когда животное умирало, в камере возникало «теневое явление», совпадающее по форме с внешним видом животного. Вместе с тем, если животное оставалось живым, никаких «конденсационных фигур» на фотоснимках не появлялось.

Так что же, Уоттерс фотографировал души этих созданий? И душа лучше всего запечатлевается на пленке именно в тот момент, когда она покидает свое тело (вместе с некоторым малым количеством вещества материального мира, все еще связанным с ней), а не спустя некоторое время?

Вечная батарейка?

Помните, как я вам показывал Батарейка 2000-летней давности? А вот вам еще одна батарейка.

Невозможность создания вечного двигателя постулируют как первый, так и второй законы термодинамики. Тем не менее очередь из желающих поднять самого себя за волосы не иссякала никогда.

Несмотря на то, что с 1775 года Парижская академия наук не рассматривает проекты вечного двигателя, многие из воплощений идеи perpetuum mobile принесли ощутимую практическую пользу. Например, батарея румынского инженера Николае Василеска-Карпена  (Nicolae Vasilescu-Karpen), который изобрел это устройство в 1950 году. Его батарея работает по сей день, то есть уже 65 лет, и хранится в Национальном техническом музее Румынии.

Почему это происходит – не могут ответить до сих пор. Ученые склоняются к тому, что в батарее кроется какой-то хитроумный секрет и она является банальной мистификацией. Впрочем, очень талантливой.

Можно ли сфотографировать МЫСЛИ?

Существует вот такая версия ответа на этот необычный вопрос: 

Тед Сериос был одним из тех людей, которые обладают замечательной способностью — переносить образы из своего мозга на фотографию. Его «мысленные фотоснимки» стали предметом многочисленных споров, как и попыток объяснить это явление, так заинтересовался его способностью психолог Жюль Айзенбуд, который был увлечен и многими другими особами. Возможно ли, что фигура с одной стороны трагичная, а с другой — противоречивая, как Сериос, могла обладать одним из самых необычных даров?

Родившись в 1918 году Тед Сериос был одной из особ, которые якобы обладали телекинетическими способностями. Он добровольно и восторженно поддался научным опытам.

Его необычные способности приобрели ряд названий, от фотографии паранормальной до мысленной и состояли они из изображений созданных в мозге и переложенных на фотографию. Интересно, что этот нетрадиционный вид съемки появился, когда фотография была еще совсем молодой. Вдобавок ко всему, спорное явление начала XX века подверглось многим экспериментам, в том числе в Японии, Америке, Франции и Англии.

Вот тут подробнее про этот случай мы уже обсуждали.

 

Вот вспомните тогда уж Как возникло слово «герметичность» ?

Вот вспомните тогда уж Как возникло слово «герметичность» ?, а вот История создания и первые опыты использования отравляющих газов.