Соломинка – это самая тривиальная вещь, которую только можно придумать. Она – своего рода транспортный механизм для жидкости. И главная ее характеристика – внутренняя пустота.
На протяжении нескольких последних месяцев пластиковые соломинки находятся под огнем нападения ярых защитников природы, которые справедливо утверждают, что пластиковые одноразовые трубочки породили ужасную экологическую катастрофу, исправить которую будет очень трудно. В то же время, нельзя забывать о том, что они чрезвычайно важны для людей с ограниченными физическими возможностями. Некоторые сторонники экологического движения не уверены, что запрет соломинок чем-то поможет, и отмечают, что такая реакция – это не серьезный подход к решению проблемы глобальных системных изменений.
Все это значит только одно: несмотря на свою кажущуюся незначительность, соломинки – это достаточно крупная часть культурных войн. Вы можете подумать: «Боже, в какое спорное время мы живем!» Но история соломинок – это история всей Америки от начала ее индустриализации до изменения гендерных отношений. И как бы абсурдно это не звучало: мы можем многое узнать об истории этой страны и о дилеммах современного капитализма, смотря на все взглядом пластиковой соломинки.
Не исключено, что цилиндрические трубочки для питья использовались еще со времен Homo sapiens, а. может, и того раньше. Ученые обнаружили, что орангутанги предпочитают инструменты из соломы всем остальным. Так что древние версии соломинок тоже существуют.
В Америке 19 века соломинки делались из порезанных и высушенных ржаных стеблей. И другой альтернативы не было до 1888 года. Тогда Марвин Стоун из Вашингтона запатентовал изобретение «искусственных соломинок» — «дешевых, долговечных и приятных», заменяющих ржаные соломинки и используемых для приема лекарств, напитков и тд.
Бизнесмен создал этот вариант соломинок, обмотав бумагу вокруг цилиндрической формы, и покрыв ее парафином. Часто они были окрашены в цвет натуральных стебельков. Их появление настолько взбудоражило общественность, что еще в течение целого десятилетия эти соломинки появлялись в газетах и рекламах по всей стране.
Рекламируя соломинки, Стоун делал акцент на отсутствии в них недостатков натуральной соломы: они не имели ни вкуса, ни запаха. Трубочки Стоуна были КРАСИВЫМИ, ЧИСТЫМИ и ИДЕАЛЬНО ГЛАДКИМИ. И их можно было использовать только один раз.
Это сработало. Трубочки Стоуна действительно были дешевыми, благодаря чему они стали чрезвычайно популярны и породили множество имитаций, ибо раз уж искусственные соломинки были приняты общественностью, не составляло никакого труда изготовить их по технологии Марвина. Это можно было воспринять как историю об индивидуальном гении. Америка любит такие истории.
Однако задолго до Стоуна, еще в 1850 году, Авия Фоссенден запатентовал первую трубочку для напитков, которая использовалась исключительно инвалидами. Эти соломинки были дорогими и не пользовались особой популярностью.
В начале 19 века американцы были в основном сельскими жителями. В городах было очень мало ресторанов, и походы туда могли позволить себе только очень обеспеченные люди. Поэтому, чтобы закрепить в американской культуре феномен соломинки, потребовалось появление новой общественной реалии — фонтанов с содовой.
Этот опыт дал ошеломительные результаты: они пользовались огромной популярностью среди населения. Но оборудование для производства напитков было очень громоздим и дорогостоящим. В 1870-х годах появились новые технические разработки, позволившие распространить производство содовой для большего круга людей, благодаря чему спрос на сладкие прохладные напитки рос с каждым днем.
В то же время гражданская война увеличила темпы индустриализации. Все больше и больше людей стали жить в городе и работать вне дома. В городах были распространены так называемые «салоны», но здесь присутствовали некоторые гендерные ограничения. Так как городские женщины искали большей независимости, они тоже хотели иметь свои места для посиделок. Содовые фонтаны подарили им эту возможность. Они как будто бы были призваны для того, чтобы встать на сторону женщин. Содовые напитки были безопасны, чисты и безалкогольны.
К 1911 они были приняты наивысшим проявлением демократии. «Сегодня все: мужчины, женщины и дети, уроженцы и иностранцы — все покровительствуют фонтанам», — таков был общий глас.
Но соломинки для напитков были не просто развлечением. Они стали залогом личной гигиены и, в прямом смысле, спасли жизни многим гражданам Америки. Речь идет о болезнях, которые передавались с ужасной скоростью через грязные многоразовые стаканы. И тогда в конце 1890-х годов города начинают буквально требовать использования соломинок.
Но законы, регулирующие здравоохранение, пошли дальше. Один канзасский доктор выступил против использования «общей чашки». Запрет впервые появился в Канзасе, а затем распространился по всей стране. «Картина того, как группа здоровых мужчин стоит вокруг фонтана с водой и пьет через трубочки, ни у кого не вызывало ни удивления, ни насмешек» — сообщает Shelbina Democrat от 11 октября 1911. Чашки и соломинки должны были быть идеально чистыми, чтобы гарантировать отсутствие на них микробов. Для этого гражданам было разрешено выбирать собственные соломинки при условии, что никто другой не будет к ним прикасаться. Это привело к созданию диспенсера для соломинок. Его главным преимущество было то, что он «защищает от мух, пыли и микробов».
Так соломинки ознаменовали приход новой эры здравоохранения и гигиены.
С течением времени изменялась механизация, модернизировалась техника, но сама суть соломинок осталась прежней. Однако в межвоенные годы они претерпели сильные изменения. Например, в 1937 году Джозеф Фридман изобрел изогнутые соломинки в содовом магазине своего брата в Сан Франциско. Сегодня они практически в каждом кафе и ресторане.
Говоря о сети быстрого питания, первым на ум приходит, конечно, знаменитый на весь мир ресторан McDonald’s. Итак, поговорим о Рее Кроке, создавшем всю эту огромную империю. Он начал с того, что начал продвигать бумажные чашки. Это дело казалось безнадежным, ведь соломинки были намного дешевле бумажных чашек, зачем же их покупать? Но вскоре ситуация изменилась. Число фонтанов с содовой и сетей быстрого питания продолжали расти, увеличивая продажи чашек и соломинок. В конце концов, Крок назвал годы между 1927 и 1937 «десятилетием судьбы индустрии бумажных чашек». Крок заключил контракт с владельцами фонтанов. Так началась история самой успешной сети быстрого питания в мире.
Будущее встало за пластиком. В 1950 году в мире было произведено 1.5 миллиона тонн этого материала. К 1960-м годам этот показатель вырос более чем в 10 раз. Теперь каждый продукт рассматривался с точки зрения пластиковый/не пластиковый. И, конечно, эта судьба должна была постичь и соломинки, но не сразу. Потребовались десятилетия, чтобы бумажные трубочки потеряли свою культурную ценность.
Могло показаться, что между бумажными и пластиковыми соломинками нет никакой разницы. Однако чуткий наблюдатель, такой, например, как Николсон Бейкер, понимал, в чем тут дело. Бумажные трубочки не плавали. «Как инженеры соломинок могли допустить такую элементарную ошибку и сделать соломинки, которые весят меньше, чем вода, в которой они должны стоять? Безумие!»
Но вдруг появилась еще одна проблема – вошедшие в моду крышки для чашек. Пластиковые соломинки могли проходить через узкие щели в крышках, бумажные – нет. Так рестораны полностью перешли на пластик.
Крупные бумажные фабрики и сети ресторанов циркулировали вокруг Maryland Cup, но эта компания была продана за 534$ Форту Говарду, владельцу бумажной корпорации, появившейся на свет в начале 70-х и начавшей активно продвигаться дальше своей базы в Висконсине.
Форт Говард заставил компании хорошо поработать. Некоторые старые менеджеры были уволены. Не было больше руководителей, переодевающихся в Санта-Клауса, не стало местных благотворительных взносов. И в то время как Форт Говард сокращал свой штаб, он инвестировал в расширение заводов компании. Это был чистый бизнес.
Современная жизнь не стоит на месте, и модернизация затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни. Сейчас существует тысячи видов и вариаций соломинок – от закрученного неонового вида «krazy» до первозданного вида ржаных стебельков, рекламируемых Kickstarter (сам предприниматель называет их «Соломенные соломинки»). Бумажные и пластиковые, прямые и закрученные, с принтом и без — вы найдете соломинку на любой вкус и цвет.
Между тем, пластиковые трубочки вносят свой вклад в тяжелую глобальную экологическую катастрофу, а сладкие напитки провоцируют эпидемию ожирения, которая ставит под угрозу многие достижения общественного здравоохранения XX века.