Мошенничество на Кикстартере

В сети много материалов о самых интересных, крупных и инновационных проектах на Kickstarter, и они действительно классные. Но сегодня мы хотим рассказать о другой стороне краудфандинга, о которой мало кто хочет говорить — это мошенники, которых на Kickstarter и Indiegogo и других площадках, очень много.

На Западе привлечение финансирования методом краудфандинга (crowd — толпа, funding — сбор средств, backer — человек, сделавший взнос) популярно уже полтора десятка лет в самых разных областях — от благотворительности до заказных убийств. Однако столько же регулярно случаются и скандалы с растрачиванием собранных средств.

Почему мы обратились к опыту именно западных проектов? Американские сервисы Kickstarter и Indiegogo — самые крупные в мире. Первый привлек на проекты с 2009 года уже 1,8 миллиардов долларов. В России первый краудфандинговый сервис Kroogi появился лишь в 2007 году. Летом 2012 года отечественную нишу пополнили Planeta.ru и Boomstarter.ru. Популярность и темпы развития краудфандинга в России до сих пор сильно уступают американским сервисам, самая крупная российская площадка для сбора средств — Planeta.ru — заявила о 231 миллионе рублей суммарных сборов для 2000 проектов за три года. Однако отставание от западных сервисов дает возможность проанализировать чужие ошибки и извлечь опыт.

Игра Star Citizen — самый успешный пример краудфандинга за все время его существования, если оперировать собранными суммами, а не результатом. О начале разработки игры в 2011 году сообщил профессиональный игровой дизайнер и основатель студии Cloud Imperium Games Крис Робертс (Chris Roberts). Сбор средств проходил несколькими способами, среди них — Kickstarter и собственный сайт Криса. За время финансирования Крис Робертс привлек почти 200 миллионов долларов, сбор средств продолжается до сих пор.

Изначально Робертс планировал создать Star Citizen в жанре симулятора управления космическим кораблем, но по мере поступления средств игра получает все новые и новые функции. Выход игры переносили несколько раз, сегодня актуальной датой релиза считается 2020 год. Крис Робертс активно взаимодействует с игровым сообществом и комментирует процесс создания игры. Студия регулярно публикует игровые ролики, в декабре 2014 года Cloud Imperium Games выложила в свободный доступ часть игры, чтобы все заинтересованные могли оценить усилия разработчиков.

Свой подход к разработке Star Citizen Крис Робертс уточнил в открытом письме к игрокам от 2 января 2015 года: «Star Citizen — это не спринт и даже не марафон. У игры не будет финальной черты, как у традиционных проектов игровой индустрии. Star Citizen будет являться образом жизни — до тех пор, пока сообщество поклонников поддерживает игру».

Создатели Skarp Laser Razor обещали разработать полноценную лазерную бритву, которая как минимум ни в чём не будет уступать обычным лезвенным бритвам, а как максимум сможет их превзойти. В доказательство они собрали некий прототип и сняли ролик в котором показали его работу. Однако, ни эксперты, ни администрация Kickstarter не сочла это видео убедительным доказательством того, что компания вообще сможет реализовать свой проект. К этому, впрочем, собрано было уже 4 миллиона долларов. Kickstarter заблокировал проект, так и не выдав им деньги. Но Skarp не расстроились и просто перешли на Indiegogo. Там, по всей видимости, обманывать легче.

В 2012 году компания Altius Management решила выпустить колоду игральных карт, оформленных в хоррор-стилистике. Затраты на создание оценили в $15 тысяч и запустили проект на Kickstarter. Пользователям идея и прототипы понравились и денег было собрано на $10 тыс. больше чем нужно. Вот только ни один из покупателей карты свои в итоге так и не получил. На компанию подали коллективный иск в суд и выиграли дело. с учётом штрафов и судебных издержек Altius Management потеряли на этом проекте втрое больше, чем собрали на Kickstarter.

Сама кампания по сбору средств для проекта под названием CST-01 была одной из самых удачных за всю историю Kickstarter. Поначалу идея гаджета была очень тепло встречена покупателями и администрацией площадки. создатели планировали собрать $200 тысяч, но вместо этого собрали больше $1 миллиона. А потом они просто перестали общаться с покупателями. Обновления проекта были крайне редкими и немногословными, вкладчикам приходилось буквально охотиться за создателями девайса, чтобы узнать на какой стадии находится проект. Это продолжалось два с половиной года. Наконец, в середине 2015 года разработчики выступили с последним заявлением, рассказав, что о неудаче проекта и ликвидации компании. Главным виновником они объявили субподрядчиков, которые должны были заниматься «железом» для браслета, но так и не выполнили свои обязательства.

Амбициозный проект по созданию миниатюрного дыхательного аппарата, позволяющего дышать под водой, оказался очередным обманом. Как утверждалось ранее, в боковых трубках аппарата должны размещаться водные фильтры с микропористой мембранной, поры которой меньше молекул воды, что и позволяло бы им «вытягивать» кислород прямо из воды. А в центральной части располагался бы модуль со специальным химическим составом, который делал бы из кислорода дыхательную смесь. Первая компания на Indiegogo собрала больше $800 тысяч из запланированных $50 тыс. Но под шквалом критики разработчикам пришлось закрыть её и начать новую, с некоторыми изменениями. Теперь они утверждают, что в боковых трубках устройства будут размещаться просто баллоны с жидким кислородом.

Пожалуй, одна из самых громких и интересных афер, связанных с краудфандингом. Двое братьев Маркус и Митч Веллер в 2014 году создали очень интересный и крайне успешный проект на Indiegogo, они обещали создать мотоциклетный шлем с дополненной реальностью. На платформе они собрали почти $2,5 миллиона и ещё $11 миллионов получили от венчурных инвесторов. А потом пустились во все тяжкие. Спустя какое-то время компания братьев объявила себя банкротом, сославшись на непредвиденные проблемы и чрезвычайные обстоятельства. Однако, по слухам все деньги Веллеры спустили на личные нужды: они покупали дорогие гаджеты, спортивные автомобили, путешествовали, арендовали лимузины, виллы и стрипклубы. А бухгалтерские отчёты просто подделывали, чтобы убедить инвесторов в том, что деньги тратятся на бизнес.

Летом 2014 года на Indiegogo начался сбор средств для цифрового браслета Ritot. Идея проецировать текущее время себе на ладонь пришлась по душе многим, и к осени Ritot собрал 1,5 миллиона долларов. Часть бекеров выразила недовольство тем, что авторы проекта так и не показали работающий прототип, а также выразили сомнение в реальности их имен: никакой информации о разработчиках найти не удавалось. Авторы проекта признались, что использовали не настоящие имена и скрыли украинское происхождение компании, объяснив это тем, что конфликт Украины с Россией мог негативно сказаться на продукте Ritot. Позже дизайнер браслета Андрей Захарчук заявил, что первый прототип уже изготавливается, а поставки серийных образцов Ritot запланированы на февраль 2015 года. Но когда журналист WSJ приехал в Киев для встречи с командой разработчиков, Захарчук перестал отвечать на звонки. Несмотря на признание разработчиков в обмане пользователей, администраторы Indiegogo не заблокировали проект, а Ritot повысила цену браслета до 199 долларов и продолжила собирать деньги. На 16 июня собранная сумма превысила 1,6 миллиона долларов.


Источники:
Источники:
https://fishki.net/2184628-moshenniki-na-kickstarter-kak-sobraty-kuchu-deneg-i-svality.html?mode=recent
https://lenta.ru/articles/2015/06/16/ucroud/