Как выбрать честные и эффективные онлайн-курсы?

Сейчас это актуальная проблема. Замечали, наверное, сколько в интернете появилось предложений различных онлайн-курсов? Все большей популярностью пользуются различные курсы по повышению квалификации, переквалификации, языковые программы или просто получение начальных знаний в какой то сфере.

Но тут, как всегда, возникает проблема: как выбрать наиболее эффективный онлайн-курс и площадку, на которой тебя не обманут? Мы с вами прекрасно знаем, что часто даже отзывам пользователей не стоит доверять. Где-то они могут ошибаться, а где-то быть прямо ангажированы.

Но я вам все же предложу один надежный вариант…


Есть такой портал-агрегатор для онлайн-курсов, созданный по принципу "одного окна", который называется "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации". Там уже доступны больше 600 онлайн-курсов, размещенных на 21 онлайн-платформе.

То, что курсы, которые доступны на платформе, прошли многоступенчатую оценку качества я уже вам рассказывал в статье "Учиться в России теперь будут по-другому". Проверка качества предусматривает как экспертную, так и пользовательскую оценку содержания курсов. Таким образом, на платформе реализован механизм ранжирования онлайн-курсов по качеству с учетом, как мнения профессиональных экспертов, так и мнения обычных слушателей, которые уже прошли обучение.

Сейчас я бы хотел подробнее рассказать про еще один полезный и интересный сервис, реализованный на платформе — это психометрическая аналитика онлайн-курсов.

На недавней конференции #EdCrunch2018 мне удалось пообщаться с руководителем Центра психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ Дмитрием Аббакумовым (кстати, он стал первым в истории отечественным исследователем, выступившим с докладом на конференции международного Психометрического общества), и вот что он мне рассказал о психометрии.

Что такое психометрический анализ онлайн-курсов?

В самом упрощенном варианте психометрия – это научная дисциплина, которая занимается измерением знаний, способностей, взглядов и качеств личности.

Флагманами в области разработки и внедрения инструментов психометрической аналитики являются Нидерланды, Бельгия, Великобритания и США. Именно в этих странах уже более ста лет разрабатываются новые подходы и математические модели вычислительной науки о поведении.

Вот вам пример: один студент решил 20 простеньких заданий, другой всего 12, но сложных. Как их сравнивать? Кто лучше владеет предметом?

Решение созрело у Георга Раша из Копенгагенского университета еще в 60-х годах прошлого века. Раш предложил использовать для измерения оригинальные математические модели. Его метод позволяет сравнивать друг с другом результаты студентов, даже если задания различаются по сложности.

За океаном к той же методе пришел Фредерик Лорд из Educational Testing Service — крупнейшей в мире частной некоммерческой образовательной организации, занятой исследованиями в области тестирования и оценки знаний, которая, в том числе, разрабатывает такие тесты как SAT, TOEFL и тесты для MBA. В общей сложности ETS ежегодно управляет 20 миллионами экзаменов в США и в 180 других странах.

В 2017 году НИУ ВШЭ стал победителем конкурса Минобрнауки РФ и получил грант в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». В этом году Центр психометрических исследований НИУ ВШЭ представил первую в стране оригинальную методику, а также математический инструментарий и автоматизированный сервис для психометрической аналитики онлайн-курсов.

Теперь каждый ВУЗ или организация, чей онлайн-курс доступен на платформе «СЦОС в РФ», может загрузить в сервис «цифровой след» слушателей – анонимные логи, которые остаются после прохождения онлайн-курса – и получить четкие рекомендации, что нужно изменить в образовательном контенте для лучшего его освоения.

Сервис психометрической аналитики может:

1. Дать ответ: выполняют ли контрольные задания свою функцию – дифференцировать студентов на освоивших и не освоивших тему? Если сильные и слабые студенты с близкой частотой отвечают на них верно и неверно — такой тест не разделяет студентов на сильных и слабых, поэтому в нем нет смысла.

2. Показать, не перегружен ли тест очень трудными или очень простыми заданиями, а также соответствует ли трудность теста уровню подготовленности студентов, которые его проходят. Если тест очень простой — мы впустую тратим время студентов, а если очень трудный — мы перегружаем их. Авторы онлайн-курса зачастую не задумываются о достаточности заданий в тесте. Количество заданий может быть как недостаточным, что сводит к минимуму качество оценочной процедуры (уж лучше, в таком случае, совсем без теста), так и избыточным, что приводит к перегрузке студентов, заставляя их делать лишнюю работу.

3. Если авторы курса решили использовать несколько вариантов одного контрольного теста или конкретного задания, необходимо убедиться в их эквивалентности. На практике распространены случаи, когда два варианта одного задания по внешним признакам (например, по тексту условия) эквивалентны, но при этом существенно различаются по сложности. Это приводит к тому, что студенты со схожими знаниями оказываются в неравных условиях, что противоречит идее объективного оценивания.

4. Очень важным является анализ видеоконтента. С помощью анализа контента можно понять, какие факторы влияют на рост и падение интереса слушателя в процессе обучения. На графике вы можете видеть: голубая линия — интерес, зеленая линия — трудность. Эти графики показывают, как ведет себя такой показатель, как интересность онлайн-курса, в какие его периоды он возрастает и падает, а также каким образом можно сбалансировать интересность и трудность материала.


Эти графики показывают, как ведет себя такой показатель, как интересность онлайн-курса, в какие его периоды он возрастает и падает, а также сбалансировать интересность и трудность материала.

Ну и итогом всех этих измерений и анализов является понимание того, произошел ли прирост знаний, умений и навыков студента и насколько. Чтобы понять, выполнил ли онлайн-курс свою задачу, очень важно иметь возможность проанализировать поведение студентов «внутри контента», фокусируясь на росте их подготовленности и трудностях, встающих перед ними.

Ответьте себе, какая еще онлайн-платформа позволит авторам онлайн-курсов так подробно оценить свой образовательный продукт и поможет повысить его качество?

Россия долго не была представлена в мировой психометрической науке. В свое время отечественный аналог психометрии — педология — был под запретом вместе с кибернетикой и генетикой. Все это считалось лженаукой. К 1970-м годам ситуация немного улучшилась, но Запад к этому времени уже успел значительно уйти вперед. В педагогике и образовании использовались готовые инструменты прикладной психометрии, западные математические модели, но ничего нового не разрабатывалось. И сейчас, наконец, у российских ученых появились результаты, оригинальные психометрические теории и соответствующие математические модели, с которыми можно выступать на международном уровне.

Как раз результаты российских наработок в этой сфере в полной мере используются приоритетным проектом "Современная цифровая образовательная среда в РФ" для того, чтобы мы с вами могли пользоваться качественными онлайн-курсами.