Это даже как то странно, но все же новые технологии, интернет и гаджеты активно приходят в образовательный процесс в нашей стране с некоторым опозданием. Ну, а что вы можете сказать о современных методах, приемах и инструментарии в образовании на сегодняшний день? Многие расскажут, что в ВУЗах все так же читают лекции, проводят семинары и практические занятия на лабораторном оборудовании. Как то это подозрительно напоминает учебный процесс пятидесятилетней давности как минимум, а то и раньше.
Однако, если глубже погрузится в этот вопрос, то станет понято, что буквально год назад, сегодня ситуация начинает кардинально меняться.
Догадываетесь, что будет происходить с учебным процессом в садиках, школах, институтах, курсах?
Буквально неделю назад приехал с конференции #EdCrunch 2018 — это одна из крупнейших в Европе конференций в области новых образовательных технологий. Вот небольшой ролик для понимания атмосферы мероприятия:
Вы же в курсе, что я, как "старый it-шник", не мог пройти мимо такого мероприятия. И вот по итогу впечатления надо сказать у меня очень позитивные. Движение в сторону модернизации, усовершенствования, технологичности образования в России есть.
Рассказываю об этом подробнее…
Фото 2.
Вот такое был высокотехнологичное открытие конференции.
Множество секций и выступлений на конференции были направлены на то, чтобы переосмыслить подходы к использованию возможностей цифровых технологий в образовательном процессе. На диспутах обсуждались коллаборации различных популярных современных технических решений с процессом получения знаний.
Фото 3.
Простыми словами это можно выразить так: интернет, гаджеты и онлайн обучение широкими шагами "захватывает" образовательный процесс, преподавателей и учеников.
Фото 4.
Самое главное, что это все не только слова и обсуждения — в рамках Международного конкурса онлайн-курсов EdCrunch Award 2018 были представлены конкретные продукты, обучающие онлайн курсы, методики, которые прошли отбор квалифицированной комиссии и получили заслуженные награды.
В конкурсе были вот такие номинации:
— Лучшая практика создания открытых онлайн-курсов
— Лучшая практика внедрения онлайн-курсов в образовательную программу
— Лучший онлайн-курс по версии потребителей
— Лучший онлайн-курс по версии экспертов
— Лучший обучающий онлайн-конкурс для школьников
Победителей награждали Михаил Котюков (Министр науки и высшего образования РФ) и Алевтина Черникова (Ректор НИТУ «МИСиС»)
Фото 5.
Конечно же конференция #EdCrunch — это место, где все те, кто предлагает учебные продукты, материалы, профильные площадки и порталы показали себя и рассказали о своих достижениях в этой сфере.
Фото 6.
Из всех представленных участников конференции #EdCrunch 2018 наиболее значимым и важным я бы посчитал проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
Этот проект еще называют "одно окно" для выбора онлайн курсов. С этим явлением в России вы уже могли быть знакомы в сфере оформления документов, регистрации прав собственности и т.п. Когда то нужно было посетить десяток мест, чтобы сделать определенный документ, а потом все это реорганизовали в режим "одного окна" и после этого достаточно было обратиться в одно место для решения широкого круга своих вопросов.
Вот собственно портал «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» и объединяет на своей площадке различные онлайн курсы и платформы как в "одном окне". Но это еще далеко не все. Собрать все это в один каталог было бы очень просто и малоэффективно.
Вот как выглядит сайт проекта:
Есть несколько ключевых элементов проекта, которые сразу покажут вам его ценность для пользователя и потенциального обучающегося.
Во-первых, после регистрации пользователь получает доступ к онлайн-курсам, содержащимся в реестре Ресурса. Это исключает необходимость регистрироваться на нескольких образовательных онлайн-платформах. Да и удобсто мониторинга чего то нового и достойного внимания тоже не стоит сбрасывать со счетов. Заходя по одному адресу можно понимать для себя, что нового появилось в рунете касаемо качественных онлайн-курсов.
В настоящее время через ресурс "одного окна" доступны около 600 онлайн-курсов, размещенных нв 21 онлайн-платформе, к системе подключены более 100 российских вухов.
Во-вторых, профиль пользователя на платформе играет роль цифрового портфолио. Личный кабинет пользователя — это своего рода хранилище цифровых сертификатов об окончании онлайн-курсов. Есть так же функционал обмена информацией о результатах обучения. Результаты обучения можно предоставлять работодателю и быть в выигрышной позиции при приеме на работу.
Кстати, на конференции неоднократно упоминали, что работодатели уже начинают ставить критерием отбора работников — результаты прохождения определенных курсов на этой платформе. Вот прямо так и указывают при публиковании объявлений о найме — рассмотрение кандидатуры по результатам проождения таких то онлайн-курсов. Интересная тенденция.
Еще одним важным направлением реализации проекта "Современная цифровая образовательная среда" является многоступенчатая оценка качества онлайн-платформ и курсов, доступных на площадке. Она предусматривает как экспертную, так и пользовательскую оценку уровня содержания курсов. Таким образом, будет реализован механизм ранжирования курсов по качеству.
Уже работает на платформе еще один инновационный и интересный механизм — автоматичесий сервис психометрической аналитики онлайн-курсов. Все это направлено на повышение эффективности обучения. Достаточно вспомнить, сколько курсов есть например по английскому языку. Как выбрать наиболее эффективные? Вот это все помогает.
Самое главное, что система не накладывает ограничений на содержание онлайн-курсов, но обеспечивает гибкий механизм их оценки и рейтингования.
Немаловажным элементом проекта является создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-образования. Их задача: подготовка кадров преподавателей и административных сотрудников, распространение опыта внедрения успешных методик и практик онлайн-обучения, отслеживание динамики создания.
Далеко не все ВУЗы и профессора смогут самостоятельно подготовить свой материал для создания нужного им онлайн курса. Для многих опытных профессоров это было неожиданное открытие — предложенные ими материалы для курсов имели совершенно неподходящий вид и методику. Тут тоже нужны определенные знания и опыт.
Более того, созданы онлайн-курсы для профессиональной подготовки преподавателей в области создания, использования и экспертизы онлайн-курсов. Это позволит обеспечить профессиональную переподготовку сотрудников образовательных организаций в сфере современного цифрового образования в России.
У вас уже в голове наверняка крутится вот такой вопрос: а не приведет ли подобная тенденция удаленного образования у сокращению числа преподавателей и снижению качества обучения?
Ну во-первых нужно понимать, что онлайн-курсы никогда не заменят преподаватля. Это всего лишь дополнение там, где это допустимо по структуре и методике. А вообще реализация проекта "Современная цифровая образовательная среда" позволит ВУЗам усилить приоритетные направления и снять рагрузку с преподавателей с более простых и легких направлений — там, где онлайн-курсы и обучающий справятся сами. Это даст больше времени преподавателю и студентам заниматься практическими занятиями.
Этот проект — это сочетание академического образования и цифровых технологий.
Фото 13.
Согласитесь, это интересный и важный проект в образовательной сфере России. Доля онлайн образования в будущем будет только увеличиваться. Сегодняшние студенты и школьники даже не сомневаются в этом, т.к. окружающая их информационная среда только способствует этому. Следующий шаг — активное внедрение VR в образовательный процесс — но это уже все таки пусть и не далекое, но будущее.
Если кто то хочет подробней узнать об этом приоритетном проекте, то вот ссылка на информационный сайт, где вы найдете ответ на все вопросы — http://neorusedu.ru/
А вот и
Читал свежие результаты опроса населения России с вопросом о том, как они относятся к онлайн обучению и образованию. Так вот, пока только примерно половина опрошенных отзывается положительно о серьезном внедрении в учебный процесс подобных технологий. При этом преподавателей, давших положительный ответ всего лишь 40%.
Однако, как бы прошлые традиции не были бы сильны, но в конкуренции с современными технологиями выбор пользователя очевиден. Очень скоро все это поймут.
Фото 16.
Давайте я вам расскажу, какие еще стенды были на конференции. Очень плотно во всей это истории участвует Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС":
Фото 17.
Все знают различные курсы английского в интернете, а я вот пообщался на конференции с ребятами из iDialogue, которые рассказали мне, как организуют школьные группы для онлайн общения с носителями языка по всему миру.
Платформа представляет собой безопасную онлайн среду для кросс-культурного обмена между учениками. Мультимедийный контент на платформе вовлекает учеников в процесс общения друг с другом, позволяет участвовать в дебатах, узнавать мировые новости, улучшать язык и другие предметы в интерактивной форме. Учитель отслеживает прогресс своих учеников, оценивает и поощряет прохождение каждого этапа благодаря простой системе мониторинга.
Вот такая тенденция в современном изучении иностранного языка.
Фото 18.
А вот производители лаборатории для обучения школьников и студентов инженерным принципам работы энергетических систем. У них в активе так же еще одно важное направление современного обучения — образовательные игры для детей с дополненной реальностью. У меня ребенок как то получил журнал с элементами дополненной реальности — это было его одно из самых ярких впечатлений в жизни. Да и я сам честно сказать обожаю подобные штучки и VR.
Фото 19.
Удалось мне пообщаться с руководителем проекта "Алгоритмика". Это международная школа программирования для детей от 5 до 14 лет. Представьте себе, с 5 лет дети уже обучаются навыкам логики и программирования.
На занятиях используется подход смешанного обучения — blended learning. Это образовательная концепция, которая позволяет ученику заниматься в классе вместе с учителем и самостоятельно на онлайн-платформе. Где то с возраста 10-11 лет дети уже осваивают язык программирования Python.
Говорят, что за этим языком будущее. Во-первых, он прост в понимании и использовании (он повсеместно вытеснил из учебных заведений отживший свое Паскаль и прочие «деревянные» языки). Во-вторых, это нейронные сети: если разработчик ударяется в машинное обучение, то сразу же обращает свое внимание на Python. Почему? Да просто данный язык программирования оброс достаточным количеством библиотек, ориентированных на нейронные сети (Ruby в этом плане сильно проигрывает). Качественные фреймворки, огромное количество учебных материалов, дружелюбное комьюнити, простота кодинга: все это делает Python действительно конкурентоспособным языком, который вряд ли сдаст свои позиции в наступившем 2018-ом.
Фото 20.
Производитель лабораторных стендов для школ и ВУЗов.
Фото 21.
Много предложений по изучению английского.
Фото 22.
А вот еще один очень интересный стенд. Компания BiTronics Lab является разработчиком образовательных решений в области нейротехнологий: цифровые лаборатории и конструкторы в области бионейросигналов человека. Наши разработки используются в школах, детских технопарках «Кванториум», центрах школьного и студенческого технического творчества. Цифровая лаборатория включает в себя сенсоры бионейросигналов человека (электрическая активность мышц и сердца, волновая активность мозга, пульс человека, сопротивление кожи), программное обеспечение BiTronics Studio, УМК.
Фото 23.
Конференция проходит уже пятый год. Кого заинтересовал формат и содержание — не пропустите в следующем году. Мне кажется она развивается все больше и больше и по количеству участников и по представительности государственных структур, занимающихся образованием.