1 декабря 2018 года в продажу поступят хиджабы от знаменитой Nike. Эта линия одежды вызвала двоякие отзывы. Цивилизованные и просветлённые люди считают, что признак светского государства — это свобода и леберальность в ношении одежды. Но наиболее просветлёные, говорят о том, что первые ничего не понимают и не уважают традиции. Которые прям таки намекают что женщина почти не человек и поэтому гаремы похожи на стада овец.
Разработка хиджаба Nike Pro продолжалась год, но необходимость его создания была очевидной уже при определении. Как говорят в компании, миссии Nike — служить атлетам, — но с важной поправкой: если у тебя есть тело, ты уже атлет. Следуя этой миссии, компания открывает на Среднем Востоке магазины и беговые клубы Nike, организует женские забеги, создает специальные коллекции и выпускает приложение NTC на арабском.
Последние встречи с атлетами в штаб-квартире Nike в Бивертоне, штат Орегон, показали, что традиционный хиджаб нужно адаптировать для спорта. Так тяжелоатлетка из Объединенных Арабских Эмиратов Амна аль-Хаддад объяснила нам, что во время тренировок ее очень отвлекает хиджаб: он постоянно смещается, а тяжелая ткань плохо пропускает воздух. Она также рассказала, насколько сложно найти хиджаб для соревнований: у нее был только один подходящий, и ей приходилось стирать его вручную каждый вечер. Опираясь на эти отзывы, наши дизайнеры разработали прототипы хиджабов с использованием технологий Nike и попросили Амну и других женщин-атлетов протестировать их. По отзывам стало понятно, что эта модель хиджаба должна стать еще легче и мягче.
Так дизайнеры Nike Pro, специализирующиеся на разработке базового слоя, придумали функциональный хиджаб, похожий на другие продукты Nike Pro: удобную модель с прилегающим кроем. Затем были созданы новые версии. Их тоже протестировали лучшие атлеты Nike, в том числе выдающаяся фигуристка Захра Лари из ОАЭ и тренер Nike Run Club Манал Ростом. Кроме того, испытать хиджабы предложили и атлетам-любителям из разных уголков Среднего Востока. Дизайнеры Nike собирали отзывы не только о функциональности, но и о внешнем виде модели.
В каждой стране есть собственные стили хиджаба, и идеальный дизайн должен быть универсальным. Чтобы дизайн соответствовал культурным требованиям, специалисты советовались с представителями местных сообществ. Усовершенствованные прототипы получили отличные отзывы и финальное пожелание: изменить посадку с учетом разных форм головы и размеров. Поскольку механизм регулировки увеличил бы вес изделия, дизайнеры ввели размерный ряд: XS/S и M/L. После тщательной работы над деталями и еще одного этапа тестирования хиджаб Nike Pro был готов.
Финальный вариант из однослойной сетки Nike Pro Power Mesh надевается через голову. Легкая и самая дышащая ткань Nike на основе полиэстера с продуманным расположением отверстий обеспечивает оптимальную вентиляцию, но остается мягкой и полностью непрозрачной. Эластичные сетка и лента позволяют регулировать посадку для комфорта независимо от формы головы и вида спорта. Например, для фигурного катания требуется более плотная посадка из-за обилия элементов с вращениями. Задняя часть хиджаба удлинена и всегда остается под одеждой. Ворсистые нити в области шеи предотвращают натирание кожи при интенсивных нагрузках.
По просьбе атлетов дизайнеры расположили логотип Nike Swoosh прямо над левым ухом, подчеркнув уникальную функциональность хиджаба. Хиджаб будет выпущен в черном и синем ветах — нейтральных темных оттенках, выбранных самими атлетами. Предлагая атлетам- усульманам самые инновационные продукты, такие как хиджаб Nike Pro, компания Nike тремится быть источником вдохновения для современных новаторов, а также женщин и девочек, которые по-прежнему сталкиваются с преградами и ограничениями в отношении спорта: на Среднем Востоке только одна из семи девочек регулярно посвящает разрешенным сообществом видам спорта не менее 60 минут.
Хиджаб от Nike – это не просто новый товар. Для некоторых стран это феномен и еще один сломанный барьер для женщин. До сих пор в Ираке, Пакистане, Индии, Судане, Афганистане и многих других государствах девушки не могут нормально заниматься спортом из-за жестких религиозных рамок – у них просто нет качественной одежды. И с этой точки зрения хиджаб Nike сыграет роль компромисса и первой помощи спортсменкам с востока (вряд ли корпорация ограничится одним платком в трех расцветках).
С другой точки зрения, ситуация архетипичная: американцы снова пришли на восток, чтобы завоевывать. И эта война будет мгновенной и победоносной – ни одна спортивная корпорация не борзела настолько, чтобы лезть на восточный базар. История напоминает фильм Майкла Мура «Куда бы еще вторгнуться?», только вместо флага американцы вооружены пористой тканью с фирменной галкой.
При этом на рынке кэжуал-одежды для мусульманок уже работают Burberry, Uniqlo, H&M, Marks & Spencer. Приход спортивных брендов был вопросом времени, но презентация Nike все равно здорово нашумела. Так в Америке нашлось мнение, что Nike наживается на угнетении восточных женщин. В ответ полетели обвинения в невежестве и идиотизме.
Сам по себе хиджаб от Nike – не первый пример спортивной одежды для мусульманок. Если вбить соответствующий запрос в гугле, то ссылок выпадет море. Самая распространенная продукция – буркини (специальный купальник, у которого открыты только стопы, кисти рук и лицо). Это первая попытка выпустить спортивную одежду для женщин, которая отвечала бы требованиям шариата. Разница в том, что купальный костюм разработала ливанский дизайнер из Австралии, и брендовым значком он не обременен – шьет кто угодно.
Источники:
https://www.nike.com/ru/ru_ru/c/women/nike-pro-hijab
https://www.eurosport.ru/all-sports/story_sto6109608.shtml