Как сегодня охраняют торговые суда от пиратов

Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.

Потому, потому что мы пираты

Современное морское пиратство мутирует с огромной скоростью. В Сомали всё начиналось с «эха войны», когда после Огаденской, а затем гражданской войны в стране было нечего есть, а оружия было завались. В море стали выходить пираты на плохих лодчонках, с ржавыми, словно украденными в краеведческом музее, автоматами. Сейчас ситуация изменилась кардинально.

В настоящее время пираты очень заметно улучшили свою матчасть. Это уже не отчаявшиеся крестьяне, а серьёзная преступная группировка. Передвигаются они не на старых плоскодонках, а на быстрых и любимых военными по всему миру лодках «Зодиак» (быстроходные моторные лодки. — Прим. ред.). Нападают не в прямой видимости от берега, а глубоко в океане. Пиратские базы теперь находятся прямо в море, чуть в стороне от торговых путей. Отслеживают суда пираты на вполне себе современном ресурсе Marine Traffic.

К слову, на сайте указывается, есть ли на судне охрана, — очень удобно, если вы начинающий пират.

Естественно, старые ржавые гранатомёты всё ещё в ходу. Но, как замечают специалисты, в большинстве своём всё стрелковое оружие новое, катера оснащены геонавигацией и приборами, способными построить метки пересечения курсов — только укажи заранее, с каким именно судном ты хотел бы встретиться и подружиться. Злые языки говорят, что пиратство стало во многом бизнесом по отмыванию крупных сумм денег, из которых сами флибустьеры получают небольшой процент за риск и услуги по захвату и удержанию заложников. Впрочем, прямых подтверждений этому нет.

Лодка «Зодиак»

Ох, рано встаёт охрана

Пиратством заражено уже очень приличное количество морских путей. Везде, где есть доступ к оружию и слаба работа полиции и военных, как грибы вырастают «работники лодки и винтовки», жаждущие пощипать торговые суда и кошельки их хозяев. Судно стоит дорого, перевозимый груз — ещё дороже, а команды таких судов состоят всего из нескольких человек. Вот и получается, что современные суда — идеальная мишень для нападения.

Если угроза становится всё более серьёзной, то и средства защиты должны изменяться. В мире существует более сотни компаний, специализирующихся на охране торговых судов. Официально только в Великобритании зарегистрировано больше двадцати морских охранных агентств — на любой вкус и кошелёк.

Как правило, это серьёзные структуры, имеющие свои плавбазы из стоящих на якоре судёнышек.

Такие базы нужны для хранения оружия и спецсредств, чтобы не заходить в территориальные воды, где местный уголовный кодекс будет очень против подобной деятельности.

Поэтому в порту судно и груз осмотрит специальный менеджер от компании, сверит документы, чтобы не нарваться на адский криминал, поставит отметки о сохранности, чтобы потом не было проблем с тем, какую именно собачонку сдавали в багаж.

Сама охранная команда на судне чаще всего появляется уже после выхода в открытое море. Её состав зависит от оплаты и договорённостей. Человек пятнадцать с достаточным вооружением — серьёзная заявка на беспроблемный переход опасной зоны. Бывает, что охранников всего трое-четверо с парой стволов на всех, но это совсем слабый и бюджетный вариант.

 

Чем новее судно, тем больше охраны там можно увидеть — понятно же, что груз, скорее всего, дорогой и серьёзный. Судно оснащают водомётами, чтобы охладить пыл нападающих, в самых удобных для захода на борт местах натягивается спираль Бруно (заграждение из колючей проволоки), устанавливается нелетальное оружие. Как правило, это гражданский вариант акустической пушки LRAD (Long Range Acoustic Device). Эффект, правда, от неё скорее психологический — давит на уши, мешает дышать, при долговременном воздействии вызывает тошноту. Есть у охраняющих и стрелковое оружие: помповые дробовики и самозарядные карабины. Наши компании используют как отечественную, так и зарубежную стрелковку. Импортное оружие — в основном из Бельгии.

 

 

На абордаж!

Вот так и соревнуются между собой пираты и охранные компании. В моменты прохождения самых опасных участков, капитаны отключают АИС-трансиверы (маячки системы слежения за морскими судами. — Прим. ред.) и надеются проскочить. В это время все охранники находятся на палубе и готовятся к отражению атаки.

Как правило, пираты проверяют потенциальную жертву. Если с судна раздаются предупредительные выстрелы, то нападения, скорее всего, не будет. Если же пираты решились на абордаж, то их уже ничто не остановит — нападающие заходят на лодках с двух сторон, отчаянно палят во все стороны, лезут на палубу, не боясь упасть и быть затянутыми под винты.

Охранники судна стреляют в воздух. Стрельба на поражение возможна только в самой крайней ситуации. Случись на палубе убийство, оно будет считаться таким же преступлением, как и на суше. Придётся потом писать объяснительные да в судах доказывать несколько месяцев, что вы не верблюд.По мнению людей «в теме», западные охранники чаще стреляют на поражение, наши же стараются держаться до последнего.

Работа сложная, но нужная, и делать её кто-то должен. Если вы надумали пойти охранником в такую компанию, то будьте готовы к коротким, но выматывающим вахтам в дикую жару и непогоду, постоянному чувству опасности и долгим сменам. Предпочтение отдаётся людям служившим, спокойным, неконфликтным. Зато потом можете рассказывать девушкам, как охотились на пиратов.

 

Дело государственное

А что же государства? Что они делают для того, чтобы в море можно было спокойно плавать? Ну, больше чем ничего. До основательной охоты на пиратов ещё не добрались, но пугать время от времени пытаются. В наиболее опасные места отправляются военные корабли, готовые прийти на помощь подвергшимся нападению судам. Например, в августе на патрулирование в Аденский залив вышел российский сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». Пока он там, жизнь коммерческих судов будет попроще.