Создателем и лидером банды был уголовник Николай Михайлович Сафонов по кличке Сабан, выходец из Тамбовской губернии, судимый 6 раз. Его ближайшим помощником был уголовник по кличке «Капитан». У обоих налётчиков был немалый опыт по части краж, грабежей, взломов, были несколько судимостей, годы каторжных работ. В банду Сабана вошли и другие уголовники.
Образованная Сафоновым банда со временем стала одной из самых многочисленных в Москве. Она состояла из 34 человек. По оперативным данным угрозыска и МЧК, в банде был советник из бывших офицеров, именно он разрабатывал тактику налётов. Банда была разделена на две группы, одной из которой руководил Александр Андреев, а другой — Николай Павлов. Кроме того, банда делилась на ударные группы — группу разведки, захвата, прикрытия и отхода.
Сабан (так звал себя лидер банды «черных мстителей») ненавидел милиционеров и богачей. Первых он винил за годы, проведенные за решеткой. Вторые являлись объектами охоты, которых следовало презирать. Три года банда Николая Сафонова держала в страхе Москву. За это время преступники сумели обогатиться на сумму, превышающую 4 миллиона рублей, и убили более 30 человек. Особенно любили «мстители» совершать показные, массовые казни.
Это стало их отличительной чертой, своего рода визитной карточкой.
В 1917 году Николай Сафонов пришел к выводу, что сейчас лучшее время для реализации давней задумки — создания банды. Сабан к этому моменту имел за плечами 6 судимостей и считался опасным рецидивистом. В создании банды ему активно помогал преступник по кличке Капитан. У обоих бандитов был большой опыт в кражах и вооруженных налетах. Поэтому Капитан стал главным помощником Сафонова.
Банда быстро разрасталась, пополняясь новыми рецидивистам. Вскоре под началом Сабана «трудилось» более трех десятков человек, что делало Сафонова лидером чуть ли не крупнейшей преступной организации в Москве. Удалось ему завербовать и бывшего офицера, помогавшего главарю советами. Он выстраивал для бандитов тактические схемы вооруженных налетов. К слову сказать, банда отличалась хорошей организацией с четким распределением ролей. Одни отвечали за разведку, другие — за захват, третьи — за прикрытие, а четвертые — за отход. За любое неповиновение приказу Николай Сафонов расстреливал человека лично на глазах у подельников.
Начали бандиты с ограбления особняка. Добыча составили порядка 200 тысяч рублей. Затем последовало нападение на некого фабриканта Иванова. Здесь бандитов ждал более богатый улов — 1,5 миллиона рублей. После ограбления преступники убили Иванова и всю его семью. Награбленное они делили на даче, расположенной в Сокольниках.
Конечно, правоохранительные органы начали активный поиск банды, но долгое время их попытки выйти на след преступников заканчивались провалом. Более того, однажды Сафонов решил показать МУРовцам, кто является настоящим хозяином Москвы. Вместе с одним из сообщников, он заявился в отделение милиции. Представившись, он начал стрелять по милиционерам из пистолетов, а затем продемонстрировал бомбу. Перепуганные стражи порядка разбежались, а довольный преступник отправился в свое логово.
Своим соратникам Николай часто говорил, что ненавидит милиционеров, поскольку из-за них его лучшие годы прошли за решеткой и на каторге.
В 1919 году Сабан решил взять «отпуск» и на некоторое время прекратить ограбления. Вместо этого он и его подельники начали охоту за представителями правоохранительных органов. За январь они убили 16 постовых. Схема была проста. На автомобиле преступники подъезжали к стражу порядка и что-нибудь у него спрашивали. Когда постовой приближался, стреляли. После гибели нескольких милиционеров, по Москве поползли слухи о неких «черных мстителях». Постовые, опасаясь за свои жизни, стали отказываться выходить на дежурство по одному. Однажды МУРовцы были близки и поимке Сафонова. Они организовали засаду, в которую угодил преступник. Но он сумел сбежать, ранив при этом одного милиционера.
26 апреля 1919 года стражам порядка удалось арестовать Капитана. Преступник, спасаясь от преследования, попытался спрятаться в здании Большого театра. Но ему это не удалось.
Сабан тяжело переживал арест пособника и друга. На время он решил залечь на дно. Поэтому уехал в городок Лебедянь Тамбовской губернии. Здесь жила его сестра со своей семьей.
Надолго Николай Сафонов в провинции не задержался. Во время ссоры, он убил свою родную сестру, ее мужа и детей (всего 8 человек). Соседи, услышавшие крики, ворвались в дом. Но было поздно. Однако они схватили Сабана и устроили самосуд, решив не передавать его милиции. Так закончилась жизнь одного из самых опасных преступников молодого советского государства.
Ликвидация банды
После ареста Капитана и гибели Сафонова власть в банде захватил Павел Морозов, больше известный как Паша Новодеревенский. Он продолжил дело Сабана. Морозов, чтобы поправить финансовое положение шайки, решил ограбить кассу фабрики «Богатырь». В течение нескольких дней преступники занимались разведкой, после чего совершили нападение. Их добыча составила 660 тысяч рублей.
После этого они напали на артельщика и охранявшего его милиционера. Убив людей, преступники захватили 150 тысяч рублей. Затем был налет на дом Исаева. Бандиты обогатились на 100 тысяч рублей. Во время ограбления они убили мужчину и его семью.
География налетов при Морозе расширилась. Преступники орудовали не только в самой столице. Например, в деревне Глобово Богородского уезда, который относился к Московской губернии, они напали на дом одного зажиточного человека. Расправившись с ним и его семьей, Морозов дал команду возвращаться в город.
Постепенно дела у банды стали идти хуже. Одного за другим преступников начали арестовывать милиционеры. Кто-то из них и рассказал МУРовцам о существовании нового лидера — Морозова.
Участник банды Михаил Михайлов по кличке Мишка Хиваблиз был задержан сотрудниками уголовной секции МЧК на Краснохолмской набережной. В момент ареста он оказал отчаянное вооружённое сопротивление и, отстреливаясь, убил проходящую мимо женщину. Самого Михайлова ранили, при обыске у него отобрали револьвер и английскую бомбу. Во время допроса он всё отрицал. Тогда ему устроили очную ставку с одним бандитом, и тот выдал своего сообщника. Так стало известно о существовании банды Пашки Новодеревенского.
Несколько позднее на квартире его сожительницы в Кускове оперативникам удалось задержать Сергея Капустина и при обыске конфисковать немалое количество оружия: два заряженных револьвера системы «маузер», «наган», один «смит-вессон», один капсюль от бомбы, обойму с патронами к кольту, заряженную винтовку и 6 пачек патронов к ней. Допрос начали прямо на месте, Капустин начал давать показания. От него узнали, где скрывается Павел Морозов. Наряд милиции был направлен в Перово. Милиционеры окружили дом, перекрыли все подходы к нему. Двое бандитов, засевшие в доме, стали отстреливаться, но были ранены и задержаны. По показаниям находившейся в доме сожительницы Пашки Новодеревенского милиционеры установили, что часть налётчиков ещё рано утром отправилась на ограбление в дачную местность в Щёлково по Ярославской железной дороге. Точный адрес женщина не знала, но сказала, где могла находиться еще одна группа бандитов — недалеко, в Перово, в квартире заведующего складом бывшей фирмы братьев Нобель. Выехав по этому адресу, милиционеры попытались задержать находившихся там Степана Смирнова и Петра Милешина, но те стали отстреливаться. В итоге Смирнов был убит, а Милешин сдался. Он назвал возможное местопребывание активного участника банды Ивана Нарышева — собственный дом у Рогожской заставы.
Милиционеры окружили этот дом и попытались войти в ворота. В это время находившийся на чердаке Нарышев открыл огонь по милиционерам из двух револьверов. В завязавшейся перестрелке Нарышев был ранен, задержан и позже на допросе выдал тайную базу Морозова. 15 февраля 1920 года милиционеры устроили засаду на этой базе, 17 февраля они арестовали там бандита по фамилии Бочкарёв. На следующий день на базу пришёл сам Морозов вместе с Петром Чернышёвым и Антоном Косым. По-видимому, почувствовав неладное, бандиты держали оружие наготове. Завязалась перестрелка, бандиты выбежали во двор, старались уйти к лесу. В результате перестрелки Чернышёв был убит, Косой и Морозов ранены. Они взорвали бомбу и сумели скрыться, от взрыва никто не пострадал.
7 мая 1920 года был арестован Павел Архипов по кличке Пашка Глухой, у него изъяли 2 револьвера.
Впоследствии главарь банды Павел Морозов во время ссоры при дележе награбленных ценностей был убит рядовым участником банды — Иваном Барабановым по кличке Ванька Вороной. Все остальные арестованные бандиты по постановлению коллегии МЧК были расстреляны.
Банда даже успела ограбить самого Владимира Ильича Ленина. Вот отчет уголовной секции Московского чрезвычайного комитета: В январе 1919 года на Сокольническом шоссе близ Краснохолмского моста уголовником Кошельковым и его сподвижниками Зайцевым по кличке Васька-шофер, а также Волковым по кличке Конек, Кирилловым по кличке Ленька Сапожник был остановлен автомобиль, в котором ехал председатель Совета народных комиссаров Владимир Ильич Ленин. Бандиты под угрозой оружия отобрали у Ленина автомобиль, револьвер системы браунинг, документы и скрылись.
У Ярославского вокзала Кошельков, рассматривая отобранные вещи, установил по документам, что ограбленная им жертва является Лениным, и немедленно приказал ехать назад с тем, чтобы убить председателя Совета народных комиссаров, однако т. Ленин в это время уже находился вне опасности, в здании Сокольнического совета.
Источники:
http://diletant.media/articles/38997515/
https://zen.yandex.ru/media/id/5a0a916c3c50f744a0ca5c17/chernye-mstiteli-banda-derjavshaia-v-strahe-vsiu-moskvu-5a9e210bf031735eb758e362
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0