Больше 9 столетий прошло с того момента, когда европейские христиане решили объединиться и совершить марш-бросок в Святую землю с целью освободить Гроб Господень от мусульман, якобы не пускающих к нему паломников.
В результате же благое дело закончилось тем, что в июле 1099 года крестоносцы захватили Иерусалим и утопили его в крови…
Поход бедноты
Взятию Иерусалима предшествовал утомительный трёхлетний поход крестоносцев из Европы до Палестины. Его принято считать первым Крестовым походом. Но это не совсем верно. К этому моменту уже была предпринята одна попытка вернуть европейским христианам утраченные святыни, вырвав их из рук мусульман. Это был Крестовый поход версии 0.0, поход бедноты.
Дело в том, что арабы, ранее заселявшие эту землю, достаточно терпимо относились к христианским паломникам. Но в период с 1063 по 1092 годы практически весь Ближний и Средний Восток был завоёван менее толерантными в религиозном плане турками-сельджуками. Они достаточно пренебрежительно относились к христианским святыням и к их почитателям. Информация об этом быстро дошла до правящей верхушки в Риме.
Кроме того, византийский император Алексей Комнин, не в силах больше в одиночку справляться с натиском сельджуков, обратился к римскому папе Урбану II с призывом о помощи. Тот, в свою очередь, не мог бросить в беде детей Христовых и тут же собрал церковный собор. Священнослужители уточнили продолжительность предстоящих постов, приняли положение, согласно которому представителям церкви окончательно запретили посещать таверны.
Папа Урбан II на Клермонском соборе благословляет Крестовый поход.
Следующими пунктами повестки придорожные кресты были наделены полномочиями, дающими преступникам неприкосновенность, король Франции Филипп I был отлучён от церкви за уход от своей жены к жене чужой, и только потом перешли к рассмотрению вопроса о спасении «детей Христовых» на Востоке.
Невероятную мотивационную силу в те времена имело одно единственное-слово — «индульгенция». Свято веря в прощение грехов и возможность сокращения пребывания в чистилище, люди готовы были на всё, лишь бы знать, что можно избежать наказания за земные грехи. Первым, кто отреагировал на призыв папы, был странствующий проповедник Пётр Амьенский, он же Пётр Пустынник, он же Пётр Отшельник.
Благодаря своему необыкновенному ораторскому мастерству, он сумел поднять тысячи бедняков на предприятие, названное позже Крестовым походом. Пётр рассказывал, что сам Господь явился ему и заявил о необходимости отвоевать Святую землю. Также многим являлись Дева Мария и Иисус с теми же указами, а немецкий аббат Эккехард позже даже составил каталог чудес, случившихся накануне похода.
Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина.
Итак, Пётр, получив благословение Урбана II, облачился в рубище, сел на осла, взял в руки распятие и в течение непродолжительного времени собрал многотысячную армию своих последователей. Стихийно собранные в отряды люди представляли собой срез городской бедноты, крестьян и бродяг, которым, в общем-то, терять было нечего.
Последствия Крестового похода версии 0.0 были печальны. «Войско» Петра очень быстро осталось без провизии и пустилось в грабежи, однако каким-то чудом всё-таки добравшись до Константинополя. Плохо вооружённая и разношерстная армия Петра была уничтожена конницей сельджуков. Те же, кто остался жив, стали тренировочными мишенями для турков.
Пётр всё же выжил и даже попал в Иерусалим, но уже позже, после того как закованная в железо армия рыцарей Христа в июле 1099 года зачистила город от магометан.
Одновременно с походом Петра был совершён и германский Крестовый поход, во время которого собранное войско отправилось в противоположном от Иерусалима направлении и устроило геноцид всем попадавшимся на пути евреям и мусульманам.
Пётр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим. Французская миниатюра (около 1270 г.).
Рыцари, истребляя иноверцев вместе со стариками и детьми, апеллировали к словам Урбана II, который якобы призвал карать мечом всех, кто исповедовал другую религию.
Поход на Иерусалим
Интересно, что сами средневековые рыцари понятия не имели о том, что идут в Крестовый поход. Название же «крестовые походы» было придумано историками уже гораздо позже. На одежде крестоносцев обязательно присутствовала символика этого дальнего путешествия: большой крест, обозначающий Христа, и четыре маленьких, символизирующих собой четырёх евангелистов, несущих учение в четыре стороны света.
Первый Крестовый поход не был единым организованным мероприятием. Он состоял из отдельных, но происходящих одновременно походов разных отрядов, собранных разными европейскими правителями — норманнами, французами, англичанами, лотарингцами.
Самым известным рыцарем-крестоносцем был нормандец Боэмунд Тарентский, потомок викингов, державших в своё время в страхе добрую часть Европы. Именно он получил в управление завёеванную Антиохию, бывшую столицу Сирии. Но здесь крестоносцы наткнулись на сильное сопротивление турецкого султана Карбогоя.
Боэмунд I. Картина Мерри-Жозефа Блонделя.
Утомлённое и голодное войско Боэмунда не могло дать должного отпора войску султана. Но тут некий священник Пётр Варфоломей заявил, что ему явился апостол Андрей и приказал отыскать копьё, которым римский воин пронзил распятого на кресте Иисуса.
Предполагалось, что, найдя артефакт, крестоносцы обеспечат себе победу. Землю в указанном месте разрыли, некое копьё нашли, Карбогоя на фоне сильнейшего морального подъёма разбили. Но подлинность копья осталась недоказанной — мало ли таких копей можно найти на постоянно воюющем Востоке.
В доказательство своей правоты Пётр решил подвергнуть себя вместе с копьём проверке, «суду Божию»: пройти с артефактом в руках сквозь огонь. Сквозь огонь прошёл и даже вышел живым. Но увидевшая это толпа накинулась на Петра и едва не разобрала его на сувениры. Спустя пару дней священник скончался от полученных ожогов и травм.
Чудесное обретение копья в Антиохии.
Взятию Антиохии предшествовало ещё одно «чудо». Для строительства осадных машин необходимо было дерево, причём не абы какое. И тут племянник Боэмунда Танкред занемог желудком.
Отправившись в очередной раз по нужде туда, куда даже Бог не заглядывает, он повернул голову и, о чудо, увидел четыре длинных и прочных ствола дерева, мирно лежавших в кустах, уже очищенных и оструганных.
«Кто иной, кроме Бога, который заставляет воду течь из камня, заговорить ослицу, создаёт всё из ничего, кто, как не он, даже в болезни, обессиливавшей рыцаря, нашёл средство излечить войско, превратив гнусную болезнь в лекарство, более драгоценное, чем самый драгоценный из металлов», — писал позже историограф Рауль Каэнский. Больше уже ничего не отделяло крестоносцев от цели.
И вот, спустя 3 года странствий полмиллиона пилигримов (включая женщин и детей) добрались до Святого города. Эмир Иерусалима предложил крестоносцам спокойно пройти в город и совершить паломничество к святым местам. Но не это нужно было проведшим три последних года в пути фанатикам. Они начали осаду Иерусалима, хотя сами страдали от голода.
Существует легенда, согласно которой провансалец Жерар, возглавлявший христианскую миссию в Иерусалиме, тайком сбрасывал крестоносцам с городских стен свежий хлеб. Однажды его поймала стража прямо на месте преступления. Но тут Жерар совершил «чудо», хлеб превратился в камни, а сам он избежал наказания.
Захват Иерусалима в 1099 г. Эмиль Синьол, XIX в.
После нескольких дней осады город пал. Считается, что первым на городскую стену ступил Годфруа Бульонский, распродавший ради организации похода большую часть своего имущества. Позже средневековые историки найдут родство Годфруа с Христом.
Уже в наше время писатель Дэн Браун в своём бестселлере «Код Да Винчи», фантазируя, свяжет французский королевский род Меровингов, из которого происходил Годфруа, с Марией Магдалиной. Именно его было решено поставить во главе Иерусалима, но он скромно отказался в пользу своего младшего брата Болдуина.
Во время правления братьев был возведён храм Иоанна Крестителя, как грибы после дождя, создавались различные ордены. Но в городе всё ещё оставалось много неверных.
По свидетельствам историков, город утонул в крови практически буквально. Людей вырезали целыми семьями, а их жилища и всё имущество крестоносцы обращали в свою собственность. За год до взятия Иерусалима та же страшная участь постигла и жителей вставшей на их пути Маарры, население которой крестоносцы истребили практически полностью. Дамаск уцелел лишь чудом — войско крестоносцев подняло мятеж и напомнило своим военачальникам о конечной цели похода.
Разграбление Иерусалима крестоносцами
Исторически Иерусалим был святым местом и для христиан, и для иудеев, и для мусульман. Войдя в город, крестоносцы жгли иудеев, спасавшихся в своих храмах, разрушали и грабили святые места мусульман. В храме Соломоновом кровь доходила до колен всадников, а головы младенцев разбивали о мостовые, чтобы кровью неверных очистить город, свидетельствуют летописцы.
Иерусалимское королевство фактически просуществовало вплоть до XIII века, поддерживая себя всё новыми крестовыми походами.