Пуля для “железной башки»

1

Карл XII (1682–1718) взошел на престол, когда ему было всего пятнадцать лет. В восемнадцать он покинул страну, чтобы начать войну за доминирование Швеции в Северной Европе. Его кампании продолжались восемнадцать лет и привели к поражению.

Смерть Карла XII оказалась одной из тех исторических тайн, которые не дают покоя исследователям и до сегодняшнего дня не разгаданы…

Король был прост. Сначала имел сервиз из серебра, потом цинковый, а под Полтавой ел из жестяной миски. Академик Е. В. Тарле пишет:

«Он был очень вынослив физически, молчаливо выносил долгое отсутствие привычной пищи и даже свежей, не пахнущей болотом воды. Его воздержанность, суровый, спартанский образ жизни, недоступность соблазнам — все это внушало к нему уважение«.

Карл XII питался хлебом с маслом, поджаренное на сковородке сало было для него уже лакомством. Когда он мерзнул, в палатку к нему приносили раскаленные ядра. Вина не употреблял (после того как в молодости однажды напился и наболтал глупостей).

BIG-KarlXIIkorolShvetsii1999-holst-maslo-75x63,5-Shankov
Карл XII — король Швеции

Женщин король сторонился. «Любовь испортит любого героя«, — утверждал он. Годами не менял одежды, в которой и спал, и сражался, редко снимал ботфорты и забывал мыть потные ноги.

У нас хорошо знают, что было до Полтавы и что было под Полтавой, но, кажется, не всем известно, что было после Полтавы… Накануне битвы король ввязался в дурацкую перестрелку с казаками и был ранен: пуля вонзилась в пятку и, пройдя через ступню, застряла между пальцев. Король сказал:
— Не в голову же! Вырежем пулю на славу…

Гуляка и кутила

Единственный наследник шведского короля Карла XI и королевы Ульрики Элеоноры Карл XII (три его младших брата умерли во младенчестве, живы остались две сестры) с детства демонстрировал родителям и многочисленным нянькам свой строптивый и буйный нрав.

А когда он – после смерти отца – в пятнадцатилетнем возрасте взошел на престол (при этом «потеснив» свою бабку Ядвигу Элеонору Гольштейнскую, назначенную в силу несовершеннолетия Карла регентшей – «до каких пор мы будем слушать бабьи приказы»?), благопристойная Швеция ахнула.

Первый раз – на его коронации. Торжественная церемония ознаменовалась одной из тех дерзких выходок, которые в дальнейшем неизменно сопровождали правление нового монарха: Карл выхватил из рук архиепископа королевскую корону и с вызывающим видом сам возложил ее себе на голову. Ну а потом, как уверяют историки, страна «приходила в тихий ужас» не один раз.

486px-Karl_(Charles)_XII_of_Sweden

Первые годы своего правления Карл XII провел весело – пирушки, охота, развлечения. Юному королю было не до государственных дел – благо, отец оставил своему отпрыску процветающее государство с крепкой экономикой, бездефицитным бюджетом, сильной армией и флотом.

Жителям Стокгольма надолго запомнился 1698 год, когда в Швецию прибыл Фридрих Гольдштейн-Готторпский, собиравшийся жениться на старшей сестре Карла. Быстро сдружившись, жених-герцог и его будущий шурин-король буквально перевернули город вверх дном.

Молодые люди разъезжали по улицам в нижнем белье, срывали с прохожих головные уборы, били стекла, выбрасывали из окон дворцовую мебель, выбивали блюда с яствами из рук королевской прислуги, сломали скамьи в одной из стокгольмских церквей, вынудив прихожан молиться стоя, рубили головы телятам и баранам, специально пригнанным во дворец, и даже устроили охоту на зайцев в шведском сенате. Словом, резвились. «Золотая молодежь» — что скажешь..

Буду как Македонский. И почти стал…

Возможно, Карл XII еще долго бы так «куролесил», если бы не «агрессивные соседи». В 1700 году против Швеции выступила коалиция в составе трех монархов: короля Польши и кюрфюрста Саксонии Августа II, русского царя Петра I и датского короля Фредерика IV. Началась многолетняя Северная война.

Союзники рассчитывали легко одержать победу над беспутным коронованным мальчишкой, но не тут-то было! Беззаботный гуляка и кутила чудесным образом перевоплотился в умелого военачальника (не прошли все-таки даром отцовские советы).

Он и датчан, и Петра I под Нарвой разгромил играючи, (к слову, русская армия по численности превосходила шведскую в три раза), а потом и поляков заставил капитулировать.

14492657346586742

За несколько лет молодой монарх стал одним из самых известных европейских военачальников, удостоившись звучного эпитета «Непобедимый». А еще его величали «Северным Александром Македонским» — так сбылась его мальчишеская мечта быть похожим на легендарного полководца древности.

Историки отмечают, что шведский монарх вел образ жизни простого солдата. Ходил в мундире голубого сукна, и все, кто не знал его в лицо, принимали его за обычного офицера, причем не самого высокого звания.

Король месяцами не снимал грязных ботфорт, спал одетым — в походной кровати или просто на голой земле. Всевозможным деликатесам он предпочитал хлеб с маслом и поджаренное на сковороде сало; вина не употреблял совершенно, соблюдая зарок, данный после того, как под хмельком наболтал глупостей.

Слабый пол не пользовался ни королевской благосклонностью, ни его доверием. «Любовь испортит любого героя!»- утверждал Карл. Помимо воистину спартанского аскетизма, Карл был известен исключительной, нередко доходившей до безумия отвагой. Он неоднократно ходил в атаку на противника во главе шведских войск, совершенно свободно чувствовал себя под неприятельским огнем, а вражеские пули сравнивал с острой приправой вроде горчицы.

David_von_Krafft_-_King_Charles_XII_of_Sweden_002

Правда, необычайная смелость короля-солдата зачастую оборачивалась бессмысленным мальчишеским хулиганством. Известен случай, когда в сентябре 1707-го, находясь в окрестностях Дрездена, шведский монарх бросил свою армию и в сопровождении нескольких придворных прискакал в лагерь к своему заклятому врагу — саксонскому курфюсту Августу II, которого незадолго до этого заставил отречься от польского престола.

Весело усмехаясь, нежданный гость заявил, что приехал попрощаться. От плена Карла спасла растерянность курфюста: Август остолбенел от удивления, а когда спохватился, обнаглевшего противника и след простыл. В Шведском лагере Карла XII встретили перепуганные придворные: «Ваше сиятельство, как Вы решились явиться во вражеский стан? Ведь Вас могли…» «Не посмели бы!»- отрезал монарх.

К слову, после победы над Петром Карл XII пренебрежительно относился к русскому царю, не считал его серьезным противником, и даже приказал отчеканить в Швеции памятные медали с карикатурным изображением: русский царь, утирая слезы платком, улепетывает из-под Нарвы; шпага его брошена, а шапка валится с головы.

171160_600
Бегущий Пётр, теряющий шапку и меч, утирает глаза платком. Позади него русские войска в окопах. По кругу также евангельская цитата латынью: ИЗОШЕД ВОН, ПЛАКАЛСЯ ГОРЬКО.

Откуда было знать тогда 18-летнему королю, обласканному победами и восторженными аплодисментами европейских дворов, что удача, тем более, на поле боя, переменчива и век ее недолог. Спустя всего каких-то девять лет – в Полтавской битве — Карл будет жестоко наказан за свое пренебрежение к силе русского оружия и духа, за свою самоуверенность.

Железная башка

В начале 1708 года Карл XII решил, наконец, покончить с последним противником, еще не выведенным из войны, — Россией. Чем это все окончилось – известно. Поначалу, правда, «бог войны» еще благоволил Карлу, он одержал победу над русскими войсками при Головчине, после которой Петр I даже предложил ему заключить мир, но Карл с высокомерием заявил, что мирный договор подпишет только после взятия Москвы.

Ну а далее случилось то, о чем нам известно из истории – поражение в Полтавской битве, бегство в Бендеры, четырехлетнее вынужденное «томление» на берегах Днестра, планы взять реванш и коварные замыслы втянуть принявшую побежденного Карла как почетного гостя Османскую империю (которой принадлежали Бендеры) в войну против России. К слову, не без успеха.

karl_12_03
Король Швеции Карл XII и Мазепа после Полтавской битвы

В 1711 году Карлу удалось спровоцировать столкновение между Турцией и Россией. Тогда прутский поход русской армии едва не закончился катастрофой, но хитроумный султан Ахмед III предпочел заключить с русскими мир на выгодных для себя условиях. Карл, естественно, не успокоился, с новой силой стал «давить» на турок, но те (Восток – есть Восток) не желали ввязываться в опасные авантюры.

Присутствие беспокойного гостя начало тяготить Ахмеда III, и он стал деликатно намекать Карлу, что пора бы и честь знать. Пытаясь склонить шведского монарха к отъезду, турецкий властитель посылал ему прощальные подарки: дорогую карету, 30 арабских скакунов, мешки с золотом. Но возвращаться в Швецию, не добившись своего, король наотрез отказался.

За свое упрямство Карл получил от раздраженных турок нелесное прозвище «Демир-баш»-»Железная башка». И когда посланцы султана в очередной раз пришли к нему с вежливым предложением оставить их страну король набросился на визитеров с обнаженной шпагой. Дело кончилось тем, что Ахмеду буквально пришлось «выкуривать» Карла из крепости.

Перестали поставлять продовольствие – Карл пустил подаренных султаном дорогущих арабских скакунов на солонину, подослали 14-тысячную турецкую армию – Карл, призвав на помощь своих приближенных (их было всего 700 человек, и даже поварята были снабжены оружием), ввязался в бой с турками. При этом сам дрался, как лев. Но силы были неравны, и Карл был пленен (возможно, ему бы и удалось бежать, но выбираясь из горящей резиденции, Карл зацепился шпорами за кусты и буквально скатился янычарам в руки).

2467633_original
Стычка. Kaлaбaлык. Карл XII в Бендерах. (Неизвестный художник)

Турки перевезли буяна в местечко Дематика под Адрианополем, где шведский король некоторое время пребывал в формальном заточении. В конце концов, его убедили уехать на родину.

Запасшись документами на имя некоего Петера Фриска, Карл XII вместе со своим адъютантом отправился в далекий путь. Через две недели измученный, заросший, грязный Карл ступил на шведскую землю.

Последний бой

Нельзя сказать, что шведы обрадовались возвращению блудного короля – к тому времени страна была измучена затяжной войной, чумой и засухой, казна пуста. Да и шведы уже как-то привыкли обходиться без монарха. Шведский сенат, правда, однажды попробовал выразить неудовольствие его долгим отсутствием, но Карл, узнав о роптании сенаторов, послал им полномочного заместителя — свой грязный солдатский сапог.

Вернувшись из бесславного похода в разоренную страну, потерявшую завоеванные его отцом земли, Карл озаботился отнюдь не ее восстановлением. Карл строил новые военные планы (к тому времени даже терпеливые и толерантные шведы изменили его гордое прозвище «Непобедимый» на «Неугомонный»).

На сей раз он вознамерился отвоевать у соседей — Датского королевства — территорию Норвегии. И таки опять снарядил армию. Но этот поход оказался для него последним.

В ночь на 1 декабря 1718 года под стенами норвежской крепости Фредрикстен он вместе с тремя приближенными решил обследовать траншею, строившуюся под руководством французского инженера Мегре: она показалась королю недостаточно глубокой. В ходе осмотра Карл опрометчиво высунулся из-за бруствера — и тут же был сражен пулей в висок.

99_09
Эксгумированный череп Карла XII с пулевым отверстием.

Смерть, которой отважный король много лет смотрел в лицо, наконец настигла его. Карл XII прожил только на два года дольше своего кумира Александра Македонского.

«Он так «достал» свой народ, что народ нанял киллера»

К слову, инженеру Мегре, чьи укрепсооружения проверял Карл, приписывают слова, которые он высказал по поводу смерти экстравагантного монарха: «Пьеса окончена, господа, пойдемте ужинать…». Также говорят, что одним из немногих, кто известие о смерти шведского монарха принял с искренним огорчением, был его многолетний противник Петр I: «Ах, брат Карл, как мне тебя жаль!»

Но со смертью Карла «пьеса не была окончена» (неправ оказался французишка!). Сразу же после его гибели и до сих пор не утихают разговоры о том, кто выпустил роковую пулю — защитник норвежской крепости или наемный убийца.

2016-02-09_015125

Для таких слухов были все основания – выяснили, что норвежская пуля не могла долететь до траншеи, в которой находился Карл, что в него стреляли с близкого расстояния, и что, якобы, есть признания личного секретаря Карла, француза Сигье, сделанные им перед смертью, что он убил короля и т.д.

В поисках ответа на вопрос — погиб ли Карл XII от шальной пули или же стал жертвой хорошо спланированного покушения — шведские криминалисты не единожды беспокоили прах беспокойного короля, эксгумируя его останки в 1746, 1799, 1859 и 1917 годах, проводили специальные баллистические и топографические исследования, ученые исписали не один том научных исследований. Но однозначного ответа не получили.

Хотя шведы-обыватели убеждены, что Карл был убит «своими же». В Стокгольмском национальном музее находится картина шведского художника-баталиста Густава Седерстрема «Последний путь. Траурная процессия с телом короля Карла XII».

King_Karl_XII_of_Sweden

Естественно, находясь в Швеции, я воспользовалась возможностью побывать в этом одном из крупнейших музеев Европы. Перед картиной Седерстрема я задержалась надолго, разглядывая того, кого судьба когда-то связала с моим родным городом. Через некоторое время ко мне подошла пожилая шведка (видимо, ее смутило мое долгое «торчание» перед картиной) и сказала: «он так «достал» свой народ, что народ нанял киллера».

Конечно, у шведов есть все основания не любить (или не очень любить) Карла XII – при нем их страна потерпела поражение в Северной войне, потеряла целый ряд территорий и навсегда лишилась статуса великой державы. Но шведы могут быть благодарны Карлу за «урок», который он им «преподал».

Карл XII, эта неисправимая «железная башка», прожил всего лишь 35 лет, большую часть жизни проведя в походах вдали от родины. Сейчас наши историки пришли к выводу, что подлинный Карл XII «весьма далек от вольтеровско-пушкинского Карла. Величие петровской победы (при Полтаве) становится от этого еще ощутимее».

Е. В. Тарле прав: тяжкое историческое возмездие постигло Швецию за ее попытку поработить русский народ. После Карла XII правители Стокгольма трижды в истории жаждали реванша, но все их попытки кончались крахом, и лишь в 1809 году, когда русская кавалерия загарцевала в предместьях Стокгольма, шведы твердо решили: «Пусть эта война с Россией будет для нас войною последней!»

…На поле Полтавской битвы поставлен памятник «Шведам от россиян», и на нем можно прочесть благородные слова: «Вечная память храбрым шведским воинам…»

a38a00553358(2)
Портрет Карла XII

Людмила Коваль


https://storyfiles.blogspot.com/2016/02/blog-post_9.html