Собор Святого Патрика в Нью-Йорке

Католический собор святого Патрика – быть может, самый известный храм Нью-Йорка. Окружённый небоскрёбами Пятой авеню, он ничуть не теряется на их фоне: стометровые готические шпили – заметный ориентир в «каменных джунглях» Манхэттена.

История храма отражает историю самого города.

Фото 2.

У собора есть предшественник – куда более скромный «старый» собор святого Патрика на Милберри-стрит, тоже на Манхэттене. Построенный в 1809-1815 годах, он долгое время являлся центром римско-католической епархии Нью-Йорка. Однако к середине XIX века иммигрантов-католиков (ирландцев, итальянцев, выходцев из Австро-Венгрии) в городе стало столько, что небольшая церковь перестала их вмещать. В 1853 году архиепископ Джон Джозеф Хьюз объявил о намерении возвести новый собор в центре острова Манхэттен.

Фото 3.

Идея подверглась осмеянию как «глупость Хьюза»: место, выбранное для строительства, находилось далеко за городской чертой. Но архиепископ был убеждён: настанут времена, когда задуманный им самый красивый в Новом Свете неоготический собор окажется в сердце города. Деньги на возведение храма жертвовали и небогатая паства, и группа очень богатых прихожан (103 бизнесмена).

Фото 4.

Первый камень здания по проекту архитектора Джеймса Ренвика-младшего был заложен в 1858 году. Строительство прерывалось на Гражданскую войну, когда не было ни рабочих рук, ни денег. Собор открыл свои двери для верующих в 1879 году, через пятнадцать лет после смерти архиепископа Хьюза. Но работы продолжались ещё долго после этого: шпили были завершены лишь в 1888 году, часовня Богоматери – в 1900 году, часовня Ченстоховской Божьей Матери добавлена вообще в нашем столетии. Сейчас храм реставрируется. Недавно его шпили, освобождённые от лесов, предстали перед горожанами и туристами не грязно-коричневыми от кислотных дождей и выхлопов, а сияющими, кремово-белыми, какими и были задуманы.

Фото 5.

Собор колоссален: он занимает целый квартал между 50-й и 51-й улицами. Одновременно в нём могут поместиться 2200 человек. Огромные бронзовые двери центрального входа (каждая весом девять тонн) украшены скульптурами святых. Своды храма вздымаются на невероятную высоту и тонут там в полумраке. Изысканная часовня Богоматери, созданная по проекту Чарльза Мэтьюза, освещается через великолепные витражи английской работы – они изготавливались и устанавливались на протяжении четверти века. Алтари часовни святой Елизаветы и часовни святого Иоанна Крестителя создали итальянские мастера. Американский скульптор Уильям Ордвей Партридж изваял находящуюся здесь Пьету, по своим размерам она в три раза больше, чем Пьета Микеланджело. Недалеко от входа можно видеть бюст Иоанна Павла II, установленный в память о визите Папы.

Фото 6.

Собор каждый день живёт интенсивной духовной жизнью, а раз в год, 17 марта, в День святого Патрика, становится настоящим центром Нью-Йорка. В день святого, принесшего христианство в Ирландию, по Пятой авеню парадом проходят до двух миллионов человек, одетых в зелёное (это цвет Ирландии и трилистника, символа Троицы). А предваряет парад праздничная Месса в соборе святого Патрика.

Фото 7.

Главные ворота собора выходят на 5-ю авеню. Выполненные из бронзы, ворота весят более 18 тонн, но настолько хорошо сбалансированы, что могут быть открыты крепкой мужской рукой. Среди святых Нью-Йорка, изображенных на дверях, есть первая канонизированная католической церковью американка Элизабет Энн Сетон. Внутри собора расположена ее бронзовая статуя и алтарь.

Алтарь Святого Сердца, расположенный справа от главного святилища, привлекает к себе самое большое количество верующих. Главная святыня — изображение Девы Марии Гваделупской. В конце храма находится капелла (Lady Chapel) — место, отведенное для молитвы и поклонения.

Фото 8.

Прямо напротив центрального входа в собор через 5-ю авеню расположен один из небоскребов Рокфеллер-центра. Вход в Рокфеллер-центр с 1937 года украшен бронзовой статуей древнегреческого титана Атланта работы Ли Лаури. Особенно эффектными получаются фотографии титана на фоне Кафедрального собора Св. Патрика.

Фото 9.

Интерьер был разработан в стиле английских церквей. Декоративная Капелла Богоматери была построена в 1900 по дизайну Чарльза Т. Мэтьюса, вместе с великолепными витражами из Англии. Ее интерьер постепенно дополнялся в последующие двадцать пять лет. Около часовни находится пьета, созданная в 1906 американским скульптором Уильямом О. Партриджем. Она в три раза больше, чем пьета Микеланджело в Соборе Святого Петра в Риме.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.




источники
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=10931
http://www.americancities.ru/new_york_city/showplaces/st_patricks_cathedral/
http://lifeglobe.net/entry/7918

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!