Зачем на моторных самолетах трос между кабиной и хвостом?

Всем мы видели в кино или на фотографиях самолеты Второй мировой войны и могли заметить, что между кабиной пилота и оперением хвоста натянут какой-то загадочный трос. Не у всех самолетов это можно было наблюдать, что частенько.

Знаете, зачем он нужен?

Это антенна. /Фото: steamcommunity.com.

Не буду ходить вокруг да около: скрученный из проволоки трос является частью антенны радиосвязи. Как это часто бывает, самые загадочные и непонятные вещи на поверку оказываются очень простыми.

Сначала с радио было туго. /Фото: oruzhie.info.

Индустриализация в СССР проводилась в сжатые сроки в условиях жесткой мобилизационной системы управления государством. Уже в 1933 году на русский язык была переведена «Моя борьба» Адольфа Гитлера. Пропагандистский труд нацистов перевел для служебного пользования первых лиц государства Григорий Зиновьев. Все понимали, что новая война надвигается с пугающей скоростью. Несмотря на колоссальные усилия и жертвы, успеть сделать все и на отлично не могла даже такая страна, как Советский Союз. Так, к 1941 году в СССР было всего три завода, которые занимались производством радиотехники для армии и в том числе – ВВС. При этом в первую очередь связь шла в сухопутные войска и на флот.

В 1943 дело сильно пошло на лад. /Фото: il2sturmovik.ru.

С началом войны ситуация осложнилась еще больше. Все три завода в первые месяцы пришлось эвакуировать в глубокий тыл. Поэтому, вплоть до конца 1942 года с радиотехникой в СССР было очень туго. Как правило, антенны и рации получали только командные самолеты, а также (по возможности) машины, занимающиеся наведением артиллерийского огня. Впрочем, уже в начале 1943 года радиостанции стояли не только на всех советских самолетах, но и на большинстве видов боевой техники (в том числе танках). Поэтому, если посмотреть на снимки самолетов после 1943 года, то на каждом из них можно заметить красующийся «шнурок» от хвоста до кабины.

Удобно, однако. /Фото: ya.ru.

У Германии, а также у стран антигитлеровской коалиции с Запада, с радиотехникой было лучше. Большинство самолетов Великобритании, США, Германии и Италии оборудовались собственными рациями еще до 1941 года.