Запорожец — спорткар

Мы уже с вами как то с удивлением рассматривали вот такие варианты НЕИЗВЕСТНОГО ЗАПОРОЖЦА

А ведь мало кто знает, что в 60-х «горбатый» ЗАЗ-965 на полном серьезе планировали превратить в спорткар по типу Porsche 911. Специалисты знаменитого института НАМИ и Московского института автомобильных кузовов создали элегантное купе МКЗ-НАМИ Спорт-900.

Фото 2.

В 1962 году группа сотрудников НАМИ в составе художников-конструкторов (дизайнеров) Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина задумала спроектировать и построить небольшой спортивный автомобиль.

Фото 3.

Создатели проекта хорошо понимали, что их идея если и будет реализована, то максимум в нескольких опытных экземплярах. Но они были талантливыми и целеустремленными людьми, которых не испугали многочисленные гарантированные при такой задумке препятствия.

Фото 4.

Будущей машине присвоили обозначение «Спорт-900». Она представляла собой легковой автомобиль особо малого класса вместимостью 2+2 — два взрослых места и два детских.

Кузов автомобиля был каркасно-панельным, с рамно-объединенной несущей системой — лонжеронная рама из стальных труб диаметром 70 мм, конструктивно объединенная с пространственным каркасом из тонкостенных 30-миллиметровых труб.

Фото 5.

Первый экземпляр купе Запорожец собрали в 1963 году. На шасси ЗАЗ-965А был установлен обтекаемый стеклопластиковый кузов длиной 3725 мм и высотой всего 1170 мм. В дизайне просматриваются черты заднемоторных купе Renault Caravelle и Volkswagen Karmann-Ghia.

Оригинальная для того времени стеклопластиковая обшивка была выполнена методом контактного формования из армированной стеклорогожи и полиэфирной смолы. Из-за рациональной конструкции кузова и использования стеклопластика автомобиль получился очень легким. Масса его кузова вместе с рамой составила чуть более 100 кг, так что в собранном виде «Спорт-900» весил на 125 кг меньше «запорожца» с цельнометаллическим кузовом. Использование стеклопластиковых кузовных панелей позволило уменьшить вес авто до 500 кг. Так что даже со стандартным 900-кубовым 27-сильным мотором и 4-ступенчатой МКПП оно было быстрее Запорожца и развивало скорость свыше 100 км/ч.

Фото 6.

Активную помощь в постройке машины оказал директор Московского завода автомобильных кузовов (МЗАК) Кузьма Дурнов. Его вклад в работу был так высок, что у автомобиля появилось еще одно обозначение — «КД». Благодаря его поддержке было построено шесть незначительно отличавшихся друг от друга экземпляров. Их число соответствовало числу соавторов конструкции, которые по завершении проекта получили свои детища в личное пользование. Интересно, что такая форма поощрения работы автора станет впоследствии весьма распространенной.

Фото 7.

Однако назвать «Спорт-900» самоделкой нельзя. Профессиональная дизайнерская проработка, выпуск в количестве нескольких экземпляров и использование производственных мощностей крупного промышленного предприятия явно выделяли серию «Спорт-900» на фоне обычного технического творчества тех лет. Автомобили получили широкую известность, им были посвящены многочисленные публикации в прессе. Такие журналы, как «Техника — молодежи», «Моделист-конструктор», подробно рассказывали о создании и создателях машины.

Фото 8.

Большое внимание было уделено обеспечению пассивной безопасности. Салон авто был окружен мощными стальными дугами, предохранявшими водителя и пассажиров в случае столкновения, а оконечности кузова представляли собой зоны энергопоглощающей деформации. Сейчас подобным никого не удивишь, но в то время это было настоящим революционным решением.

Фото 9.

Двигатель и коробка передач были полностью позаимствованы у ЗАЗ-965. Двигатель имел заднее расположение и, несмотря на относительно малую мощность (всего 27 л.с.), благодаря легкому кузову и лучшей аэродинамике автомобиль по сравнению с серийным «запорожцем» развивал большую максимальную скорость и имел заметно лучшую приемистость. Также был увеличен объем багажного отсека, за счет более низкого расположения центра тяжести улучшены устойчивость и управляемость.

Фото 10.

Интерьер автомашины был оформлен в ярком спортивном стиле, имел ковшеобразные раздельные передние сиденья и развитую центральную консоль, композиционно объединенную с панелью приборов.

Фото 11.

Но время не бережет творения человеческих рук. Хотя кузов автомашины был стеклопластиковым и неподвластным коррозии, но химические компоненты, составлявшие основу кузовных панелей, стали неуклонно разрушаться.

Сегодня три из шести «Спорт-900» собраны в коллекции «Музея «Авторевю», но экземпляры не отреставрированы и на постоянной основе публично не экспонируются. Их, правда, показали на тематической выставке в галерее «Крокус-Экспо» 15-18 сентября 2011 года. Еще один экземпляр машины находится в городе Дедовске, Московская область. От себя же добавим: очень хочется, чтобы нашлись энтузиасты, которые возродили бы небольшую красивую спортивную машину.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

А вот что умельцы делают из Запорожца:

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

источники
https://www.abw.by/index.php?act=shownews&news_id=186689
http://pikabu.ru/story/ukrainskiy_porshe_istoriya_kupe_zaz_sport900_4859559

Вот вам еще Самый необычный автомобиль СССР и Электромобили СССР. Вот вам интересный ГАЗ — Торпедо и необычный ГАЗ-3105 «Волга»