Как то давно давно мы с вами спорили, нужны ли России авианосцы? Хоть тема и очень спорная, но в принципе понимание уже есть — это не наша концепция развития ВМФ, но пару авианосных групп иметь надо. А что американцы?
Американский военный флот, бесспорно, самый большой флот в мире по численности кораблей, там одних только авианосцев, красы и гордости США, 11 штук — больше чем всех остальных вместе взятых в прочих странах. Американцы настолько уверены в боевой мощи этих плавучих монстров, что считают, будто одного их присутствия достаточно для деморализации любого противника. Авианосец стал символом Америки.
Но так ли страшен черт, как его малюют?
А давайте подумаем, точно ли 11 действующих авианосцев есть в строю ВМС США? Сами американцы, как и многочисленные эксперты, оперируют именно этой цифрой — по списочному составу их именно одиннадцать, но все ли они на виду? Посмотрим на «старые плавучие чемоданы» проекта Нимиц — головной корабль этой серии «Нимиц» был заложен 50 лет назад. «Дуайт Эйзенхауэр» — 48, «Карл Винсон» — 43, «Теодор Рузвельт» -37, «Авраам Линкольн» — 36, «Джордж Вашингтон» — 32. С учетом того, что эти авианосцы крайне редко выходят в море и большей частью простаивают в ремонте на базах ВМС в Норфолке или Сан-Диего, пишем «минус пять»
Новенький и супер навороченный «Джеральд Р. Форд» (корабли проекта Форд, строится еще «Джон Ф. Кеннеди», подписан контракт по «Энтерпрайзу»), вошедший в состав US NAVY 31 мая 2017, — это «бомба», или, как назвал этот авианосец американский президент Дональд Трамп на торжественной церемонии, «100 000-тонное послание миру». Кто его видел? В настоящее время авианосец не имеет сформированной авиагруппы, что делает его небоеготовым. При стоимости в 12,9 (утверждают, что 14) миллиардов долларов, этот корабль дважды за 2018 год был вынужден встать в ремонт! А издание The National Interest признало, что авианосец нового поколения «Джеральд Р. Форд» не способен участвовать даже в проведении обычных операций. Ударные испытания этого авианосца отложены до 2024 года, так что еще «минус один».
Уф, уже проще, всего пять осталось. Да и как признают сами американцы, сейчас у них серьезные проблемы с палубной авиацией, которая считается основной ударной силой авианосцев. Центр стратегических и бюджетных оценок (CSBA) считает, что вооружение США уже существенно отстает на фоне прогрессирующих России и Китая и необходимо срочно проводить модернизацию именно самолетов, базирующихся на авианосцах. «Если американский флот не сможет трансформировать свои авианосные группы, то руководству ВМС следует еще раз подумать о том, продолжать ли финансирование крыльев палубной авиации или направить средства флота на обеспечение более важных воинских частей», — говорится в недавнем докладе CSBA.
Американцы утверждают, что US NAVY начал осознанно сокращать свои боевые возможности. Например, в авианосных группах с вооружения сняли истребитель четвертого поколения Grumman F-14 Tomcat и палубный противолодочный самолет Lockheed S-3 Viking. Их заменили истребителями-бомбардировщиками Hornet и Super Hornet. Эти изменения сократили дальность полета — на сегодняшний день ее просто недостаточно, чтобы победить в противостоянии с китайскими или российскими вооруженными силами. «К 2018 году дальность полета типичного самолета авианосца с девятитонной нагрузкой сократилась до 1,3 тысячи миль. В то же время Россия и Китай разрабатывали противокорабельные ракеты, которые несут угрозу авианосцу и его самолетам», — пишет The National Interest.
Американцы считают, что их авианосец может отразить атаку 450 ракет (на практике, правда, это еще никто не проверял), при этом китайцы способны одномоментно атаковать корабль подобного типа 600 ракетами. То есть, 150 гарантированно достигнет цели, и авианосец если не сразу пойдет ко дну, то будет полностью выведен из строя. Не будем пугать янки ТТХ российских противокорабельных ракет или средствами поражения АПЛ, прозванных «убийцами авианосцев» — они и сами их знают, но противодействия еще не придумали.
Но янки были бы не янки, если бы на фоне своих очевидных провалов в развитии собственных сил и средств ВМС, не попытались походя пнуть ковбойским сапогом соперника. ВМФ России, по их мнению, в отличие от ВМС США и ВМС НОАК (флот Китая), фактически является флотом «зеленой воды», то есть способным действовать только в прибрежных водах. Себя-то, понятно, американцы считают силами «синей воды», способной действовать в Мировом океане. Хорошо хоть китайцев записали в достойные противники на морях-океанах. Нам же пеняют аварию с плавучим доком ПД-50 и ограничение финансовых возможностей на развитие флота. Ладно, пусть считают.
— Американцы, да и остальные страны НАТО, всякий раз изумляются возрастающей активности российского флота, — говорит член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич. — Они банально прозевали его возрождение и многократно возросшую боевую мощь. Нам нужно присутствие в Средиземном море? Да. В Тихом, Индийском, Атлантическом океанах? Тоже да. Может, в полном объеме таких возможностей пока нет, но темпы развития надводного и подводного флотов России позволяют говорить о том, что в ближайшие годы наш ВМФ станет очень серьезным соперником для любого флота мира. Уже сейчас те же американцы признают, что оснащенность и технические возможности российских кораблей находятся на самом высоком уровне. А то, что они искренне удивляются, обнаружив наши корабельные группы в той или иной части Мирового океана, то я так скажу: «Пора бы привыкнуть!»
Да, в России практически нет авианосцев (единственный «Адмирал Кузнецов» находится в ремонте), но ставка на корабли, где основной ударной силой является палубная авиация, никогда особо не делалась. И постройка в 1970-х авианосцев «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Горшков» (проект 1143.1−4 «Кречет») была лишь данью моде и желанием показать тем же США, что и мы не лыком шиты. Если судить даже по водоизмещению, которое составляло всего 41 380−45 390 тонн, при длине в 270 метров (у того же «Адмирала Кузнецова» уже 61 390 т. и 306,5 м.) активно применять их в развитии Морской доктрины страны никто особо не собирался. Все авианосцы были списаны через 3−4 года службы.
Помимо строительства кораблей океанской зоны — больших противолодочных кораблей (БПК), ракетных крейсеров и эсминцев, основная ставка делалась на развитие подводного атомного флота. И дешевле постройки АПЛ обходилась и незримая эффективность была гораздо выше — ракетные пуски можно осуществлять хоть из под толщи льдов Северного Ледовитого океана. Заметим, что отметивший в этом году 112-летие отечественный подводный флот является лучшим в мире как по своим боевым возможностям, так и по потенциалу, который превосходит любые военно-морские силы.
Наверно, если следовать американским критериям оценок, флотом «зеленой воды» можно считать Черное море и на фоне Северного и Тихоокеанского флотов, где основу составляют подводные атомоходы, Черноморский флот выглядит, конечно, скромнее. Во-первых, акватория гораздо меньше, во-вторых, сам международный статус этого моря запрещает вхождение в эти воды корабля любого класса с ядерной установкой и вооружением. Поэтому российский ВМФ, как и остальные причерноморские страны (в том числе из состава НАТО — Турция, Румыния и Болгария), представлен здесь дизельно-электрическими подводными лодками. Зато какими! Начиная с 2014-го состав ЧФ пополнился шестью новыми подводными лодками класса «Варшавянка».
«Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» стали первыми новыми подлодками в составе ЧФ, вскоре к ним прибавились «Старый Оскол» и «Краснодар», а потом и «Великий Новгород». 24 ноября 2016 года был поднят Андреевский флаг, символизирующий принятие корабля в боевой состав ВМФ, над подлодкой «Колпино», построенной на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Характерная деталь — в названиях подлодок использованы города воинской славы России и городов-героев.
Ее возможности и боевой потенциал, в том числе незаметность, дали ей название в НАТО «черная дыра в океане». Эту лодку действительно практически невозможно обнаружить, при этом она способна нанести удар за несколько тысяч километров ракетным комплексом «Калибр — ПЛ», в том числе по американским авианосцам. Они способны засечь цель на расстоянии, которое многократно превышает то, на котором их может обнаружить вероятный противник. Образно говоря, лодка, находящаяся в Черном море, способна держать под прицелом пролив Гибралтар, а из Средиземного моря легко достанет до Ла-Манша.
Первое боевое крещение «Варшавянки» состоялось в декабре 2015 года, когда в ходе военной операции России в Сирии лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» из восточной части Средиземного моря выполнила пуски ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам террористов «Исламского государства» * на территории сирийской провинции Ракка. Это был первый в истории современного подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику. Причем, весьма успешному.
Может, именно этот потенциал российского флота остудил горячие головы в Вашингтоне и Брюсселе, собравшиеся было послать флот США и стран НАТО в Черное море «разруливать» ситуацию с задержанными в Керченском проливе украинскими катерами? Ну, а уж авианосцу тут точно ловить нечего — продырявят в дуршлаг.
http://svpressa.ru/war21/article/219334/