Эти странные конфеты

Совсем недавно мы разбирались как могло такое получиться, что советские конфеты назвали "РАДИЙ"!. Но многие же в курсе, что это не самое странное название. Можно вспомнить еще и «Гусиные лапки», «Раковые шейки», «Кара-Кум» и «Птичье молоко» например. Ну как у людей могло хватить фантазии так назвать сладкие продукты — конфеты?

Об этом нам сейчас расскажет Екатерина Бушмаринова:

Не нужно быть специалистом в области нейминга, чтобы понять, чего ждёт потенциальный покупатель от названия и внешнего вида конфеты. В идеале они должны невербально доносить до покупателя хоть какую-то информацию о продукте. При этом обёртка должна привлекать внимание, а название – быть позитивным и запоминающимся.

К сожалению, две последние характеристики (позитивность и запоминаемость) иногда вступают в серьёзное противоречие. Например «Кара-Кум» дословно переводится как «чёрный песок» (тюркск.) и напоминает о суровом и безрадостном климате пустыни, буревестник же, как все мы знаем из одноимённого произведения М. Горького, предвещает бурю (возможно, в желудке). «Лапки», «шейки» и «птичье молоко» излишне физиологичны, и не очень понятно, что они делают в конфетах.

Почти все эти названия появились давно и обросли легендами.

С «Птичьим молоком» всё наиболее очевидно: одноимённые конфеты (с начинкой из маршмеллоу, аналогом нашего зефира, но без яйца) в 1930-х гг. были популярны в Польше. Тридцать лет спустя наши кондитеры создали свой вариант «Птичьего молока», впоследствии начав использовать в качестве желирующего агента агар-агар. Название сохранили. Считается почему-то, что оно связано с пьесой Аристофана «Птицы», в которой счастье обещается в виде «млека», «да не тёлок, а птиц». Пьесу прочитала, усомнилась. Это вообще-то сатирическое произведение, вряд ли поляки хотели назвать свои конфеты «Якобы счастье». Думаю, что тут всё просто: словосочетание «птичье молоко» является синонимом чего-то волшебно-прекрасно-недостижимого, существует русская пословица: «Всё есть, опричь птичьего молока». Вероятно, авторы названия конфет хотели, чтобы оно ассоциировалось со сказкой, с изобилием, «полной чашей», обретением некой диковины, последнего штриха, которого не хватало для полноты жизни.

В составе конфет «Кара-Кум» есть вафельная крошка, она хрустит на зубах (как песок). На всех фантиках «Кара-Кума» можно увидеть верблюдов и пустыню, но на некоторых встречаются ещё почему-то и пальмы, а раньше, говорят, были и пирамиды.

Версия об украинском происхождении названия конфет «Радий» («радый») не выдерживает критики, там же атом нарисован! Так что, скорее всего, это название из условной серии «Научно-технический прогресс», к которой можно отнести также конфеты «Космические» и «Стратосфера».

«Гусиные лапки» и «Раковые шейки» начали производить ещё во времена «Товарищества А.И. Абрикосова и Сыновей», учреждённого в 1880 г., а в 1899 г. удостоенного почётного звания «Поставщик двора его императорского Величества» (с 1922 г. – кондитерская фабрика им. Бабаева, с 1998 г. – Кондитерский концерн «Бабаевский»). Рассказывают, что оба названия придумал сам Алексей Абрикосов. Головогрудь – наиболее вкусная и мясистая часть рака, деликатес. Иногда её называют шейкой, иногда – хвостом. Абрикосов обнаружил внешнее сходство новой конфеты с отваренной раковой шейкой и предложил такое название. Что касается «Гусиных лапок», тут мнения расходятся. Существует версия, что при изготовлении данного лакомства кондитеры использовали в качестве загустителя гусиный жир. Но, даже если это так, вызывает сомнение желание увековечить этот эксперимент в таком необычном названии. Тем более, что поначалу эта самая карамель называлась вовсе не «Гусиные лапки», а «Утиные носы».

Известно, что Алексей Абрикосов, глава кондитерской династии, уделял много внимания продвижению продукции, часто используя для этого нестандартные методы. Скажем, однажды появилась газетная «утка» – сообщение о том, что в одном из магазинов Товарищества Абрикосовых работают продавцами исключительно блондинки, а в другом – только брюнетки. Все пошли смотреть! И, разумеется, купили много конфет. Большое значение придавал Абрикосов и упаковке продукции. Для создания обёрток конфет Абрикосов пригласил профессиональных живописцев, цех упаковки, где работало 30 человек, возглавлял известный художник Фёдор Шемякин. Именно «абрикосовские» фантики и рекламные плакаты были одними из первых оформлены в стиле модерн, с использованием флористических и анималистических мотивов. Например, в рекламе мармелада «Лилипут» (тоже не очень приятное название, кстати) использовалось изображение белых зайцев, а на плакате, рекламировавшем мармелад «Царский», красовались три цапли, стоящие «по колено» в воде и внимательно рассматривавшие речные кувшинки.

Абрикосов придумал способ изготовления карамели с начинкой – выдувалась трубка из карамели, заполнялась начинкой и разрезалась горячим ножом на маленькие кусочки, которые запаивались с двух сторон. Может быть, первые произведенные таким способом карамельки показались Абрикосову похожими на утиные носы? А может быть, он дал конфетам такое имя, чтобы продолжить анималистическую тему в рекламе и упаковке.

Всё-таки в основном сладкая продукция рассчитана на детей, а детям интереснее рассматривать фантики с изображением зверей и птичек, чем с историческими сюжетами (которыми тоже славились фантики Абрикосова).

Встречается интуитивно понятное оформление упаковки конфет. Например, карамель «Лимончики» (кондитерская фабрика «Рот-Фронт») по форме, цвету и интенсивности последнего напоминает одноимённый фрукт, в составе – цитрусовая подварка и ароматизатор идентичный натуральному «Лимон». Логичное название, жёлтый фантик с зелёными буквами (жёлтый и зелёный цвета, соединённые вместе, вызывают ассоциации с кислым вкусом). Карамель «Снежок» того же производителя – белого цвета, хрустит на зубах, обёртка в бело-голубых «морозных» тонах с нарисованными снежинками. Или карамель «Мечта», тоже рот-фронтовская. Конечно, «мечта» – абстрактное понятие, но ясно, что создатель названия просто недоговаривает, а хотел сказать: «Не конфета, а мечта!». Образ конфеты-мечты удачно дополняется розово-белым «девчачьим» фантиком. Из шоколадных конфет можно вспомнить «Золотые купола», конфеты куполообразной формы в золотой фольге.

Но, увы, в форме купола (или грибочка) делают и конфеты «Трюфель», в то время как первые настоящие французские конфеты-трюфели из кремовой массы «ганаше», состоявшей из шоколада и сливок, были сделаны в форме не идеального шара – и названы так именно из-за внешнего сходства с самым дорогим грибом – трюфелем, считавшимся долгое время блюдом, доступным лишь очень богатым людям. Шляпка гриба трюфеля на шляпку наших конфет «Трюфель» вовсе не похожа!

К появлению ряда странных, а иногда и просто курьёзных названий конфет привело принятие в 2008 г. поправок к закону о товарных знаках, в результате чего право на использование «старых» названий осталось только у столичного холдинга «Объединённые кондитеры». Все остальные производители конфет должны были либо выкупать у «Объединённых кондитеров» лицензии, либо прекратить производство «советских» кондитерских изделий, либо переименовать их. Об этом можно прочитать в статье «Нейминг по-русски».

И вот «Уралкондитер» выпускает конфеты «Умелочка» в привычной для глаза обёртке конфет «Белочка».

Казанская фабрика «Заря» переименовывает «Птичье молоко» в «Птичку-пеночку-зарничку». ОАО «Приморский кондитер» теперь вместо конфет «Василёк» производит конфеты «Васёк», а вместо «Красного Мака» – «Красный Маг». А «Мишка Косолапый» в исполнении новосибирской кондитерской фабрики «Любава» превратился в конфеты «Брат с Севера приехал», причём на обёртке, созданной в своё время для «Эйнема» промышленным художником Эммануилом Мануйловым по мотивам картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», рядом с бурыми медведями теперь изображён медведь белый…

Более того, меж собой «Объединённые кондитеры», видимо, тоже поделили «старые названия», иначе трудно объяснить, почему «Петушок – золотой гребешок» «остался» у «Красного Октября», а концерн «Бабаевский» (Пензенская кондитерская фабрика) выпускает конфеты похожей рецептуры с пугающим псевдофольклорным названием «Петушок – масляна головушка».

Кондитерская фабрика «АтАг» (ИП Ю. А. Атомян) (Шексна, Вологодская обл.) поражает разнообразием упаковки конфет и безудержной фантазией авторов их названий. Например, это предприятие выпускает конфеты в шоколадной глазури со сливочной начинкой с добавлением халвы и подсолнечных семечек в симпатичном бледно-жёлтом с коричневым фантике, на котором изображены подсолнухи. А называются эти конфеты «Свет души»! Название лично у меня вызывает двойственное чувство. С одной стороны, оно солнечное, конечно. С другой стороны, всё же, как мне кажется, следует избегать в названиях пищевой продукции, т.е. объектов потенциального употребления вовнутрь, таких слов, как «душа», «Бог», «Мироздание» и т.п.

Впрочем, у той же фабрики «АтАг» есть и совсем неожиданные названия конфет – «Мама Женя», «Кочегар Петя» (в блестящих фантиках, различающихся по цвету в зависимости от вкуса конфет, а они бывают со вкусом кокоса, кунжута, апельсина в шоколаде и т.д.) и эпатажный «Укус женщины». Безусловно, трудно считать удачным названием для конфет слово «Форсмажор» (форс-мажор означает обстоятельства непреодолимой силы, например, стихийные бедствия, мешающие сторонам выполнить договорные обязательства). Однако «АтАг» производит линейку таких конфет. Как звучит: «Форсмажор со вкусом “Заварной крем”!»

Какие еще странные названия конфет вы вспомните?

Я вот что еще нашел:

Фото 2.

Фото 3.

Фото 4.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

источники
Бушмаринова Екатерина, Автор Unipack.Ru
http://article.unipack.ru/56056/

Для того, чтобы быть в курсе новых постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которой нет в блоге!