Какой мед пили наши предки

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» заканчивается фразой: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Современному читателю, наверное, сложно понять, какой мед пил Пушкин? А много веков назад на Руси медовые напитки были непременным атрибутом княжеских пиров. А вот простому народу, действительно, в рот такой напиток не попадал. Это было связано с его дороговизной и сложной технологией производства.

Приготовление хмельных напитков на основе меда было целым искусством, которым занимались мастера — медоставы. Варили их по уникальным, характерным только для славянских народов, рецептам. А само производство напитков занимало не один год. В итоге получался «ставленый мед». Для начала две части меда смешивали с одной частью ягодного сока: малины, брусники, вишни, смородины.

Главное правило — не добавлять ни капли воды. Шел процесс естественного брожения. Употребление таких напитков уберегало пирующих от неприятных последствий — похмелья. Некоторое время смесь бродила в открытых емкостях, ее несколько раз переливали из одной посуды в другую. Затем разливали в дубовые бочонки, снаружи их наглухо смолили и закапывали в землю. На несколько лет.

Процесс называли «медоставом». отсюда и название самого напитка. Доставать из земли мед не торопились. Процесс приготовления не терпел суеты. Считалось, что минимальный срок «медостава» — восемь лет. Но, в этом случае напиток называли «молодым», недостаточно настоявшимся. Полностью созревшим он становился только через пятнадцать лет. Но, в некоторых, особенно торжественных случаях, бочонки вскрывали только через несколько десятилетий. Иногда случалось так, что мед, который готовили еще деды, доставался лишь внукам. Иногда в сказаниях упоминают даже «столетний мед». Первые сведения о приготовлении «ставленого меда» на Руси относятся к IX веку.

Это был любимый напиток славянских богатырей. Он придавал им силу и бодрость, оберегая, как уже говорилось, от тяжелого похмелья. В былинах даже приводились сведения о том, что медовый напиток помог Илье Муромцу встать на ноги и приобрести феноменальную силу. При княжеских дворах всегда находились большие запасы медовых напитков. «Ставленый мед» был, конечно, замечательным по своим свойствам напитком, вот только стоил он очень не дешево, да и ждать конечного выхода продукта приходилось годами. Если князья с дружиной могли себе это позволить, то простолюдинам приходилось искать более дешевые заменители.

Уже в XI веке на Руси появляется «вареный мед». И готовили этот напиток не медоставы, а медовары. Вареный мед готовили уже с добавлением воды и хмеля, что позволяло значительно ускорить процесс брожения. напиток получался более крепким, но менее качественным. И сам процесс приготовления занимал лишь несколько недель. На княжеских пирах такие напитки подавали не для князя с дружиной, а для «младших» людей. Не о них ли упоминал Пушкин? Ведь им, действительно, качественные напитки, доступные лишь знати, в рот не попадали. Постепенно ставленый мед превращается в роскошь, встретить его можно было только в усадьбах влиятельных бояр.

Все большее распространение получают медовые напитки, напоминающие современное пиво. В XVII веке медоварение, не говоря уже о ставленом меде, становится большой редкостью. Даже большинство рецептов было безвозвратно утеряно. Все большее распространение начинает получать водка, приготовленная уже на основе спирта, а не меда. Еще в XIV веке генуэзские купцы привезли в подарок московскому князю Дмитрию Ивановичу Донскому подарок — виноградный спирт. Сложно сказать, употребили его на пирах или нет, но широкого распространения спирт в то время на Руси не получил.

А в XV веке подобное зелье вообще запретили к ввозу в московское государство, признав вредным. Массовое производство спиртных напитков начинается при Иване Грозном. Осознав большую выгоду для казны, царь повелел повсеместно открывать кабаки, в которых разрешалось продавать алкоголь представителям всех сословий. Уже не было необходимости тратить годы на производство качественных медовых напитков, возросшие запросы можно было удовлетворять быстро, в стране появляется множество винокурен. Уже не медовуху, а водку начали называть нашим национальным напитком.

Причем, какого-либо единого стандарта приготовления водки не существовало. Чаще всего термин «водка» был собирательным для всех крепких алкогольных напитков. Причем, производство водки было очень дешевым, не шло ни в какое сравнение с многолетним приготовлением медовых напитков. Единый государственный стандарт приготовления водки был принят в Советском Союзе только 23 января 1936 года. С того времени на этикетках появляется надпись «водка». Раньше ее называли «хлебным» или «казенным» вином.