Бетонные зеркала Англии

Помните, я вам рассказывал, С ЧЕГО НАЧИНАЛАСЬ ПВО?, а вот интересная тема в продолжении этого.

Взгляните на фото – что виднеется вдали? Станция космической связи? Противоракетной обороны? Или это древние следы деятельности пришельцев? Проект, о котором мы расскажем, был начат давно и имеет неясное будущее. Однако он интересен, ведь соединяет в себе малоизвестные страницы истории техники, императора Наполеона, графа Цеппелина, немного искусства и совершенно безумную идею.

Несколько лет назад британская художница, датчанка по происхождению, Лиз Отоджена (Lise Autogena) ехала на своём автомобиле вдоль берега Ла-Манша. Издали она заметила странные структуры, стоящие на возвышенностях. Она была заинтригована, а когда осмотрела их вблизи – просто очарована.

Так может очаровать заброшенный лет 50-70 назад завод, плотина или здание, обветшалое сооружение ушедшей эпохи, в котором угадывается былое величие и могущество. Огромные бетонные тарелки и чаши, обращённые вогнутой стороной в сторону континента, как выяснилось, представляли собой “слушающие уши”, или “звуковые зеркала”.

Исходное предназначение этих сооружений- улавливать звук двигателей дирижаблей Цеппелина и германских аэропланов во время Первой мировой. Человек стоявший на страже британского неба, располагался либо в фокусе зеркала, либо в специальной камере под ним. В последнем случае звук передавался внутрь – прямо в уши оператору, через трубочки, напоминающие трубки стетоскопа, только многократно увеличенные в длину.

В двадцатых-тридцатых процесс оптимизировали: в фокус поместили микрофон, который и передавал звуки в бункер под «Акустическим зеркалом» — можно было засечь не только самолеты, но и шум двигателей кораблей. Зеркала были выполнены (в основном) в виде гигантских (диаметром до 9,1 метра) Шагающих бетонных чаш, обращённых вогнутой стороной в сторону моря. Но были зеркала и в виде огромных полукруглых (в плане) стен длиной по 60 метров и высотой до пяти метров.

Такие сооружения были построены с 1916 по 1930 годы более чем в десятке мест на восточном и юго-восточном побережье Туманного Альбиона. “Уши Британии”. Ни больше – ни меньше. И ведь в Первую Мировую войну они работали. Да и позже – тоже. Потеряли они свою актуальность лишь в ходе Второй Мировой, с практическим развитием радиолокации (пионерами тут, к слову, были как раз Великобритания, а также — СССР).

Их очень много — построены вдоль побережья Кента, в Сандерленде, Килнсее, Боулби итд. В межвоенный период англичане построили Зеркала даже на Мальте. Всё это сочеталось с вполне обычными акустическими локаторами:

К 1940 году эти штуковины окончательно устарели, — был изобретен радар, — но свою роль в Битве за Британию сыграли: систему акустического предупреждения вдоль берегов обслуживали более 1000 человек из королевских ВВС.

Через Ла-Манш каменные уши научат людей кричать

Слева: меньшее из звуковых зеркал мыса Денженес. Справа:

зеркало в Боулби (Йоркшир), его диаметр – порядка 4 метров

Добавим также, что в звуковой локации вражеских самолётов во время Второй Мировой с успехом применялись и уловители намного меньших размеров – металлические раструбы, поворачиваемые во все стороны на специальном креплении. Однако эти устройства любителям техники знакомы куда лучше, чем огромные звуковые зеркала английского побережья Ла-Манша.

Зеркала эти были выполнены, в основном, в виде гигантских (диаметром до 9,1 метра) бетонных чаш, обращённых вогнутой стороной в сторону моря. Но были зеркала и в виде огромных полукруглых (в плане) стен длиной по 60 метров и высотой в несколько человеческих ростов.

Удивившись размаху этих зеркал, Лиз задумала превратить их в нечто совершенно мирное.

Так родился проект “Звуковые зеркала”.

sound mirrors1.10(english).indd

Вот собственно и сам проект

В 1930 году военные также решили построить массивное звуковое зеркало в виде 60-метровой стены. Это строение позволило более точно слышать самолёт, находящийся почти в 10 км (при хорошей погоде), причём невооружённым ухом. А если оператор ещё и использовал микрофоны, то дальность действия доходила до 32 километров.

Первоначальный план был в том, чтобы поместить зеркала-стены вдоль всего побережья, через каждые 40 км и по паре небольших зеркал между ними. Но в 30-х годах получили распространение первые радары, а самолёты стали настолько быстрыми, что звуковые зеркала не смогли бы давать достоверное заблаговременное оповещение о приближающейся угрозе. Военные забросили эту идею, оставив сооружения, многие из которых до сих пор возвышаются вдоль юго-восточного побережья Великобритании.

А когда-то эти зеркала служили обороне. Кстати, тут видно, как слушали при помощи зеркал, находясь как перед ними, так и под сооружением. Справа вверху – небольшие звуковые локаторы, получившие распространение не только в Англии

Художница решила построить современные копии “ушей Британии” и с совершенно иной целью.

По замыслу Лиз, две такие чаши должны быть смонтированы на английском и французском берегах пролива, чтобы жители двух стран могли переговариваться, стоя в их фокусе.

Вспоминается байка времён СССР, кажется от Михаила Задорнова. Директор в кабинете орёт в трубку: “Это Тюмень?!! Это Тюмень?!! Вы слышите?!! Это Тюмень?!!”. Иностранец, ждущий в соседней приёмной, недоуменно спрашивает секретаршу: “А что, по телефону позвонить нельзя было?”.

Так и тут. Едва ли даже при помощи больших зеркал можно перекрикиваться через английский канал. Такая беседа будет немного иллюзией. На самом деле тут не обойдётся без вмешательства современной передающей техники. Но любопытно, что в сердце установки будет именно бетонное акустическое зеркало.

Оно будет по-настоящему собирать в своём фокусе и усиливать, словно раковина, далёкий шум моря и ветра, а электроника будет добавлять в него голос реального собеседника с другого берега Ла-Манша. Туристы, желающие поговорить, должны будут вставать перед зеркалом на специальную платформу. Причём обещана иллюзия близкого присутствия говорящего на другом берегу, за счёт стереоскопической передачи звука.

По размерам (примерно 6-7 метров) и форме новые зеркала будут повторять известные подобные исторические чаши, что стоят близ мыса Данженес (фото под заголовком), правда, там самое больше зеркало насчитывает, как мы уже говорили, 9,1 метра в диаметре.

Зеркала на двух берегах канала будут разделены примерно 40-45 километрами.

Вокруг каждого сооружения должны быть возведены мини-парки с различными каменными или бетонными сооружениями, лестницами, дорожками, смотровой площадкой и тому подобным. В общем – гармоничное единение природы и архитектуры, магнит для туристов, просто — место отдыха местных жителей.

Лиз уже много лет собирает деньги на этот проект, но, судя, по его сайту, о дате реализации нельзя сказать ровным счётом ничего.

Зато в рамках проекта же старые звуковые зеркала стали объектом новых исследований. И наглядным пособием для школьников. Ещё в 2003-м Лиз, вместе с учителями школ и художниками, не раз привозила сюда детей, чтобы не только поглядеть на удивительные памятники военной технике начала XX века, но провести с ними ряд забавных акустических опытов.

Вернёмся, однако, к проекту. Первое из новых зеркал близнецов должно занять место где-то между Дувром и Фолкстоном (по некоторым данным, совсем близко от этого города), а второе – около французского Сангейта.

Любопытно, что у этого города берёт своё начало туннель под Ла-Маншем. Нет, не современный, а тот, что рыли в 1880-х годах. Да, уже тогда люди попробовали соединить материк с островным королевством. Причём проект этого туннеля был предложен намного раньше – план показывали Наполеону Первому. Однако, по различным причинам, строить сооружение начали лишь ближе к концу века.

Проект был не так уж примитивен. Тут подумали о вентиляции и об отводе просачивающейся воды. По политическим (да, пожалуй, и финансовым) причинам стройку прервали. Но тот туннель успел-таки углубиться на несколько километров под дно пролива. Кстати, туннель существует до сих пор.

Как видим, выбор места для зеркала во Франции вызывает любопытные культурные и исторические ассоциации.

Да и район Дувра и Фолкстона не менее значителен. В зависимости от того, на какой период истории вы посмотрите, это были и первые британские рубежи на пути захватчиков с континента, и первые ворота для торговли и вообще – друзей, с континента же.

Вот и Sound Mirrors Лиз Отоджены – вещественное напоминание о неразрывных связях британцев с остальной Европой.







Мне кажется будет кстати напомнить вам про Бетонные корабли. , а так же про бетонную Летающую тарелку Болгарии. А лично меня очень впечатлил Бетонный корабль — Fort Drum.