Еще одна ядовитая птица

b8a5ea0860e4.jpg

Мы обсуждали таких ядовитых птичек, как Питоху (или дроздовая мухоловка) и Синеголовая ифрита ковальди, но оказывается я тогда пропустил еще одну птичку и тоже ядовитую.

Это Сорокопутовая мухоловка. Она как и предыдущие, вооружена летальным токсином, распространенным среди ядовитых лягушек. Она обитает в тропических и субтропических лесах Индонезии, Австралии и Папуа-Новой Гвинеи. Птица имеет оливковый окрас, благодаря которому она хорошо маскируется на деревьях, при этом, производя особый музыкальный звук, похожий на сирену.

А теперь немного подробнее про ее яд:

Батрахотоксин считается сегодня сильнейшим токсином небелковой природы. Взрослого человека в течение нескольких минут способны убить всего 100 микрограмм этого вещества — примерно столько же весят две крупинки обычной поваренной соли. По силе своего действия батрахотоксин в пятнадцать раз более силён, чем яд кураре, и раз в десять токсичнее тетродотоксина.


Тот самый носитель батрахотоксина — очаровательный ужасный древолаз (Phyllobates terribilis)

Не удивительно, что название этого яда сегодня у многих на устах, при том, что более конкретной информацией о нём владеют в основном только химики-профессионалы.

Самыми известными «владельцами» батрахотоксина являются крошечные, очень яркие на вид и исчезающие в дикой природе лягушки из семейства древолазов — Dendrobates. Собственно, из-за них яд и получил своё название («батрахос» в переводе с древнегреческого — лягушка).

Однако в телах большинства представителей семейства вырабатывается не очень много яда, и смертельно опасными для человека большинство из них не является.

По-настоящему ядовитыми считаются лягушки рода листолазов — Phyllobates того же семейства. Особенно знаменит среди них листолаз ужасный — Phyllobates terribilis — маленькая, сплошь жёлтая лягушка, обитающая на небольшой территории влажного тропического леса в Колумбии. Она считается одним из самых ядовитых животных на Земле: в железах одной лягушки содержится доза, способная убить десять взрослых человек.
Кроме листолазов батрахотоксин в своём организме содержат небольшие жуки из отряда мелирид, обитающие на островах Папуа Новой Гвинеи, и три оригинальных вида птиц, обитающих всё в той же Новой Гвинее: дроздовые мухоловки питоху Pitohui, голубошапочная ифрита Ifrita kowaldi и маленький сорокопутовый дрозд Colluricincla megarhyncha.

О том, что батрахотоксин содержится в коже и перьях гвинейских птиц, стало известно относительно недавно. А ядовитые жуки вообще были открыты только в 2004 году. После их обнаружения учёные стали всё больше склоняться к мысли, что сами по себе ни птицы, ни лягушки батрахотоксин не производят, а лишь накапливают его, питаясь ядовитыми насекомыми.

Тем не менее, до сих пор это только одна из теорий…

Как в природе производится батрахотоксин?

Раньше считалось, что листолазы производят батрахотоксин в кожных железах так же, как жабы или жерлянки производят едкую, но не столь ядовитую слизь.

Первые сомнения стали терзать батрахологов (учёных, изучающих земноводных) после того, как террариумисты научились разводить листолазов в неволе. Оказалось, что в террариуме, питаясь обычной пищей террариумных животных — мучными червями и сверчками — листолазы теряют свою ядовитость.

Более того, только-только превратившиеся из головастиков в лягушат малыши тоже совсем не ядовиты. И только со временем, после нескольких месяцев жизни в тропической сельве эти лягушки становятся опасными и ужасными.

То же касается и птиц: питоху и ифриты не всегда и не на всём своём ареале являются ядовитыми. К тому же, у них в организме не были найдены железы, вырабатывающие яд.
Однако не имеет подтверждения и идея о том, что батрахотоксин просто накапливается в организме тех же птиц и лягушек, когда они активно поедают ядовитых насекомых. В частности, в местах обитания древолазов до сих пор не были найдены насекомые, содержащие в своих телах сам батрахотоксин или его предшественников.

Существует также версия о том, что батрахотоксин синтезируется в организме листолазов не железами, а специальными бактериями-симбионтами. Однако и эта теория требует своего подтверждения.
Как бы то ни было, но факт остаётся фактом: только дикие лягушки и только во взрослом возрасте становятся по-настоящему ядовитыми.


Так выглядят кристаллы батрахотоксина под микроскопом

Химическая характеристика батрахотоксина

Яд представляет из себя эфир 2,4-диметилпиррол-3-карбоновой кислоты с батрахотоксином А. Сам же батрахотоксин — это дериват прегнина, известного стероида, имеющий брутто-формулу С31H44N2O6 и в стандартных условиях представляющий из себя прозрачные беловатые кристаллы, нерастворимые в воде. Растворяется в полярных органических растворителях, полностью разлагается в сильно щелочной среде.
Молярная масса батрахотоксина — 540,69.

Летальная доза его LD50 для человека составляет 2-5 мкг/кг массы тела.
При подробном изучении древолазов из их кожных желез было выделено более 100 видов ядов, каждый из которых представляет собой определённую комбинацию четырёх основных веществ:
— батрахотоксин
— гомобатрахотоксин
— псевдобатрахотоксин
— батрахотоксин А

Эти же вещества найдены и у новогвинейских птиц и жуков.


источники

http://morefactov.ru/fact/yadovitye-pticy-opasnye-zhivotnye

Вот еще интересные птички: оказывается Некоторые виды птиц умнее обезьян и есть версия, что Дятел является результатом разумного замысла. Вот вам объяснение Почему «безногая ласточка» спит в воздухе, а вот как летел Дятел с пассажиром. Оказывается бывает Синица — зомби и Есть такая птица — казуар