Две аварии Crew Dragon и спирт на МКС

В марте 2019 года корабль Crew Dragon успешно доставил груз на Международную космическую станцию. После такого успеха компания SpaceX была намерена осуществить пилотируемый запуск корабля в июле, но недавний взрыв капсулы стал возможной причиной переноса миссии на другую дату.

Двадцатого апреля 2019 года во время стендовых испытаний системы аварийного спасения (САС) на космическом корабле «Крю Дрэгон» произошёл взрыв. Взрыв был такой силы, что корабль практически уничтожило.

Судя по видео, взрыв начался совсем внезапно — не видно ни запуска двигателей, ни другой активности. Комментарии специалистов говорят о том, что взорвался топливный бак двигателей «СуперДрако». В качестве горючего на «Крю Дрэгон» используются метилгидразин и окислитель тетраоксид азота. Гидразин — штука опасная и чрезвычайно токсичная.

Двигателей на корабле восемь штук и называются «СуперДрако». Изначально предполагалось, что их будут использовать для посадки, чтобы приземлять астронавтов в клубах огня и дыма, но впоследствии от этой идеи отказались. Для торможения и безопасного приземления на «Крю Дрэгон» используется парашютная система, а двигатели «СуперДрако» отвечают за систему спасения.

Это тот самый «Крю Дрэгон», который летал к Международной космической станции в начале марта 2019 года. Его проверяли и инженеры компании SpaceX, и специальная комиссия из NASA. Его проверяли после завершения производства, затем перед запуском к орбитальной станции — и ещё раз с пристрастием проверяли после возвращения корабля из космоса. А оно «бах» — и вдребезги!

Самое обидное, что этот первый корабль хотели сохранить для истории. До музейной пенсии было всего-ничего. Оставалось проверить двигатели САС, затем проверить их же в воздухе, когда сброшенный с высоты «Крю Дрэгон» должен был включить двигатели, рвануть вверх и затем опуститься, раскрыв парашюты. Увы, теперь в музей попадут разве что изрядно закопчёные фрагменты корабля.

Сразу у многих возник вопрос, а может, это вода попала в двигатели? Корабль же приводнялся. Специально, чтобы не допустить попадания морской воды, на двигатели были надеты специальные заглушки. Так что теоретически не должно было такого случиться.

В настоящее время несколько кораблей собираются на производстве SpaceX. И как минимум один должен быть практически готов, однако дату следующего старта наверняка сдвинут или вообще отменят.


«Старлайнер»

В первую очередь эта ситуация выгодна главному конкуренту SpaceX по созданию пилотируемого космического корабля — корпорации «Боинг». Стартовали они одновременно, но до момента взрыва «Крю Дрэгон» корабль «Старлайнер» от «Боинг» опаздывал уже на несколько месяцев. «Крю Дрэгон» уже летал к МКС в беспилотном режиме, а «Старлайнер» отправится туда лишь во второй половине нынешнего, 2019-го года. Однако теперь, когда ситуация изменилась, «Боинг» может попробовать перехватить лидерство и успеть завершить проект первым.

Руководитель пилотируемых программ NASA Билл Герстенмайер рассказал об еще одной аварии, случившейся с кораблем Crew Dragon. На этот раз проблема состоит в неработающих парашютах для мягкого возвращения корабля на Землю.

Во время выступления перед парламентским подкомитетом по космосу Герстенмайер рассказал о провальном испытании парашютов Crew Dragon на сухом озере Деламар в штате Невада. Команда SpaceX хотела убедиться, что система безопасной посадки сможет обеспечить мягкое приземление даже при отказе одного из четырех парашютов. Они намеренно испортили один парашют и сбросили капсулу с большой высоты, но три остальных парашюта попросту не раскрылись.

Разумеется, тестовая капсула после падения на землю была сильно повреждена. Причина неисправности пока неизвестна — проблема могла возникнуть как при неправильной процедуре сброса капсулы, так и по причине плохо проверенной конструкции парашютов. Как бы там ни было, специалисты SpaceX и NASA проводят расследование, и скоро могут огласить его результаты.

Вопросы и замечания по поводу выброса изопропилового спирта в воздушное пространство Международной космической станции направила Россия в NASA. Инцидент произошел после того, как в корабль Dragon-2 пристыковался.

Начальник Центра подготовки космонавтов (ЦПК), Герой России Павел Власов заявил, что 3 марта после стыковки Dragon-2 с МКС на станции специальное оборудование зафиксировало повышенное содержание в атмосфере изопропилового спирта. Концентрация составляла 6 мг/куб. м.

Были включены системы очистки воздуха. Концентрацию спирта в воздухе удалось значительно снизить, но не довести до предыдущих значений. До того, как Dragon-2 пристыковался, содержание спирта в воздухе не превышало десятой доли миллиграмма на кубический метр. И как только корабль отстыковался, концентрация тут же понизилась.

«Да, насколько я знаю, из-за этого корабля произошел выброс в атмосферу МКС паров изопропилового спирта. Все замечания выданы, вопросы заданы», — произнес Павел Власов.

По словам начальника ЦПК, российская сторона адресует некоторые вопросы через посредника в лице NASA, чтобы информация дошла непосредственно до SpaceX.

————————————————
Для справки, вот так расшифровывается обозначение кабеля utp 4x2x0 5 cat 5 — Существует несколько категорий кабеля UTP, которые нумеруются от CAT1 до CAT7 и определяют эффективный пропускаемый частотный диапазон. Категории неэкранированной витой пары описываются в стандарте EIA/TIA 568 (Американский стандарт проводки в коммерческих зданиях). А вот по ссылке можно увидеть какая актуальная на кабель ввгнг а frls цена 3х1.5 , так же там проверьте наличие в продаже кабеля кспв 4х0.40