За «Единую Россию»

"Единая Россия" — знакомое словосочетание не правда ли ?! А я вам расскажу про это словосочетание несколько с другой стороны, неожиданной, но по смыслу вполне себе логичной. Тем более у нас сегодня была тема про то, что Бронепоезда МО России снова в деле

1 июля 1918 г. после упорных боев белые захватили станцию Тихорецкая — крупнейший железно-дорожный узел на Северном Кавказе, куда большевики эвакуировали кучу имущества с Украины, захваченной немцами и австрияками. Война шла страшная и ожесточенная, в Тихорецкой нашли изрубленных шашками белых пленных, начальник штаба одной из окруженных красные частей, полковник царской армии, чтобы не попадать в руки бывших коллег застрелился, предварительно застрелив свою жену… Из массы захваченный трофеев сформировали в том числе и первый в белой Добровольческой армии тяжелый бронепоезд.

Сначала его так и назвали "Батарея дальнего боя", потом переименовали в "5-й Бронированный поезд", а в конце 1918-го бронепоезд получил свое основное наименование — "Единая Россия".

Фото 2.

Руками умельцев было сделано и освящено знамя.

Два 105 миллиметровых орудия, одно 120 мм и 47 мм пушка составляли немалую ударную силу, и бронепоезд использовался белыми, как таран на главных направлениях.

"Единая Россия" дважды брала Армавир, участвовала в наступлении на Ставрополь. Здесь дралась куча самодельных красных и белых бронепоездов, да так что этот участок железной дороги не подлежал восстановлению даже после окончания гражданской войны. В августе в бою с красными у станции Державная был убит механик бронепоезда и ранен командир — полковник Скопин.

Взамен поврежденных бронепоезд получил две бронеплощадки с более мощными 152 мм морскими орудиями.

С начала 1919 года "Единая Россия" участвовала в упорных позиционных боях, а потом в стремительном белом наступлении в Донецком бассейне. Тяжелая артиллерия на железнодорожных платформах в условиях гражданской войны была самой пробивной и маневренной силой, стратегическим резервом.

После начала генерального наступления белых, бронепоезд "Единая Россия" направили на поддержку частей генерала Врангеля, наступавшего к Волге на Царицын, чтобы пробиться на Восток к армиям адмирала Колчака. Под Царицыном произошла самая крупная в мире операция бронепоездов. Белые бронепоезда в наступлении взаимодействовали с танками и бронемашинами, красные — с вооруженными пароходами Волжской флотилии. "Вид частей порадовал меня. — вспоминал позднее Петр Николаевич Врангель, барон и генерал. — Полки были отлично одеты в английскую форму хаки и металлические шлемы… Могучее средство позиционной борьбы, тяжелая артиллерия бронепоездов и особенно танки…" Танки тоже были английскими. Царицын (будущий Сталинград) белые взяли, захватив среди трофеев два красных бронепоезда с неоригинальными именами "Ленин" и "Троцкий". А тяжелый бронепоезд "Единая Россия" был переброшен на новое направление, на Москву.

Фото 3.

Генерал Деникин, главнокомандующий белыми Вооруженными Силами Юга России, издал Московскую директиву и уже видел себя "спасителем России". Большевики в ответ объявили открытый приём в партию, который тут же с черным юмором прозвали "очередью на виселицу".

В ночь на 20 сентября 1919 г. "Единая Россия" совместно с легким бронепоездом "Офицер" ворвались в Курск, взяли городской вокзал, после чего красные в панике оставили город. Казалось дни большевиков сочтены, но внезапно весь тыл белых армий рухнул от крестьянских восстаний, возглавленных батькой Махно. Его почти 100-тысячная армия возникла в тылу Деникина буквально за пару недель в октябре 1919 года, как раз когда белые взяли Орёл, максимально приблизившись к Москве. "Московская директива" дала сбой.

Белые бросили против Махно все стратегические резервы, включая "Единую Россию". 8 ноября 1919 г. под городом Александровском (ныне Запорожье) на левом берегу Днепра началось одно из сражений, в немалой степени решившее исход гражданской войны и благополучно забытое советскими историками. Две кавалерийский и две пехотных дивизии белых при поддержке трех тяжелых бронепоездов ("Единая Россия", "Иван Калита", "Дмитрий Донской") пошли в контрнаступление.

Фото 5.

Но начальником штаба у Махно к тому времени был 26-летний Виктор Белаш, человек совершенно не пафосный, профессиональный железнодорожник с бухгалтерским складом ума. Махновцам он запомнился своим первым появлением, когда попытался разогнать собак, грызших у штаба Махно трупы расстрелянных пленных (это было еще в 1918 году, но австрийские оккупанты расстреляли всю его семью, включая 70-летнего деда и трехлетнюю сестру, после чего трупы пленных перестали волновать бывшего железнодорожника). Белаш, понимая, что два самодельных махновских бронепоезда не могут соперничать с дальнобойными морскими орудиями белых, решил проблему дешево и сердито.

"Единая Россия" у станции Софиевка поддерживала огнем своих дальнобойных морских орудий 1-ю Туземную дивизию из кавалерийского корпуса генерала Шкуро. Дивизия была сформирована из чеченцев и только что прошла победоносным рейдом по красным тылам у Тамбова и Воронежа. Не выдержав огня с бронепоезда и атаки чечен (4000 сабель) стал отступать 3-й Крымский полк под командованием большевика Полонского (5000 штыков).

Фото 4.

Спустя три года уже в тюрьме ГПУ подследственный Белаш вспоминал: "К обеду на всем участке бой был в разгаре… Бронепоезда соперничали между собой и потому, что наши уступали перед противником по дальнобойности, пришлось навстречу пустить два паровоза, предварительно выдвинутых для этой цели впереди бронепоездов. Первый налетел на "Единую Россию" и забурил его у Софиевки настолько, что вывел из строя…"

Вот тут кстати, мы обсуждали, Почему «белые» проиграли «красным» ?

Перешедший в контратаку махновский пулеметный полк (главная ударная сила повстанцев, 700 станковых пулеметов на тачанках) уничтожил треть чечен и обратил остальных в бегство. Кстати большевику Полонскому отступления так и не простили. Его (земляка и старого приятеля Махно) обвинили в попытке большевистского переворота в повстанческой армии и расстреляли. Его красавица жена, отбитая Полонским в Крыму у белого полковника, досталась махновским командирам. Стала таким же трофеем гражданской войны, как и переходившие от побежденных к победителям бронепоезда.

Разгромленные махновцами чечены замитинговали, отказались подчиняться Деникину и ушли на Кавказ. Искореженная "Единая Россия", которую "забурил" махновский паровоз, тоже не могла воевать за Деникина. 12 ноября бронепоезд отбуксировали в Донбасс на станцию Енакиевка для ремонта. Махновцев в это время погромил очень отмороженный белый генерал-кокаинист Слащев. Однако белое дело это не спасло. Подорванный крестьянскими восстаниями фронт Деникина развалился.

Вот тут была тема про то Как белогвардейцы грабили церкви

Фото 6.

Донецкие рабочие то ли не могли, то ли не хотели отремонтировать белый бронепоезд, и 10 декабря "Единая Россия" ушла для продолжения ремонта в Новороссийск на завод "Судосталь". К весне отступление белых перешло в паническое бегство. В Новороссийске в марте 1920 г. так и не восстановленная "Единая Россия" досталась без боя красным.

Впрочем, английские корабли помогли части белогвардейцев переправиться в Крым. Один из вновь созданных там бронепоездов получил наименование "Единая Россия". На нем была установлена часть вооружения, эвакуированная из Новороссийска.

Можно предположить, на нем воевала команда "Единой России", переправившись в Крым из Новороссийска. Возможно также, что в Крым были перевезены морем также орудия, или даже бронеплощадки "Единой России", впоследствии установленные на новый бронепоезд в Крыму. Вновь созданный бронепоезд воевал в Крыму вплоть до конца октября 1920 года. 1 ноября перед уходом последних добровольцев за рубеж бронепоезд был уничтожен лобовым столкновением с бронепоездом "Георгий Победоносец".

Командиры бронепоезда:
— полковник Скопин (1.07.1918-7.04.1919), Ранен 08.1918 в бою у станции Державная, вернулся в строй 10.1918.
— врио полковник Левиков (08.-10.1918). Подполковник РИА.
— полковник В.В. Карпинский (7.04.-3.11.1919)
— врио капитан Михайлов (05.1919)
— врио капитан Зиверт (05.1919)
— полковник В.И. Окушко (3.11.1919-14.04.1920)


1919 г. Белогвардейский плакат…

источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_(%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4)
http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=20311
http://stomaster.livejournal.com/1857064.html
http://foto-history.livejournal.com/1709005.html

Еще из военного ЖД могу вам напомнить про Советский «Червяк» и другие путевые разрушители (а вот кстати и Американский путевой разрушитель) и вот еще интересная была Железнодорожная торпеда.