Компания Nintendo — ровесница Эйфелевой башни

Мы недавно оглядывались далеко в прошлое и изучали Историю Samsung, предлагаю продолжить экскурс в прошлое.

Все фанаты компьютерных игр знают название японской компании Nintendo. Она оказала огромное влияние на индустрию в качестве разработчика игровых приставок и видеоигр. Мы все прекрасно помним и любим усатого водопроводчика Марио, забавных покемонов и замечательные приставки от этого производителя. Но далеко не все поклонники этой фирмы знают, что появилась она в 1889 году. Начала свою деятельность Nintendo с производства особых, нарисованных вручную, игральных карт. В том же году была представлена публике знаменитая Эйфелева башня, ставшая впоследствии символом Парижа.

Предлагаю вспомнить подробнее историю этой компании …

История легендарной компании Nintendo началась в далёком 1889 году, когда никто еще думать не думал о компьютерных играх. Фусадзиро Ямаути основал компанию в Киото, древней столице Японии. Только называлась Nintendo тогда Marufuku Company и выпускала она японские игральные карты «Ханафуда». В 1907 году компания поменяла свое название на более привычное нам Nintendo Koppai. Кстати, иероглифы «нин-тен-до» имели несколько трактовок: «Оставь удачу небесам», «Глубоко в душе мы должны делать то, что должны». Но наиболее распространенным было прочтение «Трудись упорно, хотя все равно всё в руках небес». Таким образом, Ямаути подчеркивал, что Nintendo Koppai не ждет провидения, а ее работники будут усердно трудиться.

 

Первой продукцией были игральные карты. Название Nintendo Koppai компания получила только в 1907. Колода Ханафуда, о которой идёт речь, состоит из 48 карт — 12 мастей по 4 карты. 

 

Компания с новым именем начала продвигать свою деятельность уже за пределами Киото и вскоре превратилась в крупнейшего в Японии производителя игральных карт. Интересно то, что сильный толчок развитию бизнеса дало распространение «Ханафуды» в качестве азартной игры в широких кругах якудза (традиционная форма организованной преступности в Японии, группировки которой занимают лидирующее положение в криминальном мире страны). В их домах было принято распечатывать новую колоду перед каждой партией, что здорово подогревало спрос на товары Nintendo.

На протяжении последующих пятидесяти лет компания специализировалась на выпуске и продаже японских игральных карт. За это время название компании несколько раз менялось. Так, в 1933 году она была известна как Yamauchi Nintendo Со, в 1947 году как Marufuku Co. Ltd, а в 1951 году компания становится известна как Nintendo Playing Card Co. Ltd. В конце концов, в 1963 году название изменится на всем привычное — Nintendo.

 

 

 

Логотип Нинтендо в течение первых 75 лет.
任 (Nin) 天 (ten) 堂 (dō)

 

 

 

 

 

Смена правления

У Фусадзиро Ямаути не было сына, которому он смог бы передать по наследству семейный бизнес, поэтому, следуя древней японской традиции, он назначил преемником своего будущего зятя Сэкирё Канэда. Но тому пришлось взять девичью фамилию супруги и стать Сэкирё Ямаути.

В 1947 Сэкирё основал компанию «Маруфуку», чтобы распространять карты «Ханафуда», а также несколько других брендов карт, которые были введены Nintendo. Вскоре Сэкирё пришлось столкнуться с той же ситуацией, которая была у его тестя: у него тоже были только дочери, из-за чего зятю Сэкирё Ямаути, Сиканодзо Инаба, тоже пришлось взять девичью фамилию жены, став, таким образом, Сиканодзо Ямаути. Однако что-то в семейных отношениях не срослось, и Сиканодзо, так и не успев занять президентское кресло, ушёл из семьи, бросив жену и детей. Его единственному сыну Хироси в 22 года пришлось занять должность директора Nintendo, когда у Сэкирё начались серьёзные проблемы со здоровьем.

Таким образом, в 1949 году Хироси Ямаути становится третьим президентом компании Nintendo. Перед смертью дедушки молодой директор взял на себя все полномочия по ведению дел компании, включая возможность увольнять сотрудников. Таким образом Хироси рассчитывал укрепить свои позиции в роли молодого руководителя. Старожилы компании встретили молодого Ямаути в штыки, после чего большая часть топ-менеджмента была уволена или понижена. Новый босс избавлялся от недовольной старой гвардии, не давая никому и малейшего шанса усомниться в своих решениях.

 

Логотип Nintendo в 1960-ых.

 

Такая милая колода продавалась в первой половине 1960-ых годов. Размер карт — 15х24 миллиметра.

image

image

 

В 1956 году Хироси Ямаути посещает США, чтобы перенять передовой опыт в управлении компанией. Из этой поездки он уяснил многое, но, пожалуй, самым важным уроком стало то, что при помощи лицензирования известных персонажей можно стимулировать продажи. В 1959 году, через несколько лет после первой поездки Хироси в США, компания Nintendo договорилась со студией Уолта Диснея и выпустила первые детские игровые карты с изображением мультипликационных героев. Наличие всем известных персонажей на картах Nintendo серьезно увеличило продажи компании.

В 60-е годы руководство Nintendo занялось поиском новых направлений развития. Компания пробовала себя на совершенно разных рынках: сборка пылесосов, телевещание, такси, мотели, закусочные. Но все эти направления провалились, а Nintendo только потеряла на них кучу денег. Впрочем, сразу же за провалом последовал неожиданный успех. Подразделение Nintendo Games предложило несколько интересных разработок, ставших впоследствии хитами. С этого момента деятельность компании изменилась.

 

В 1970-ых годах Nintendo открыла собственную фабрику по производству игрушек. В их число входил даже аппарат для производства сахарной ваты и радиоуправляемый пылесос.

image

image

 

 

Игрушка Ultra Hand была создана в 1966 году.

 

image

image

 

Игрушки производства Nintendo 1970-ых годов.

 

image

image

 

Смена курса

Игрушки, перевернувшие историю Nintendo, были представлены талантливым инженером Гумпеем Екои. Этот человек является одним из важнейших сотрудников за всю историю компании, так как именно с его именем связан весь ранний подъем Nintendo. В то время Екои было представлено три довольно интересных игрушки: автомат для подачи бейсбольных мячей, необычная механическая рука и шутливое приспособление для тестирования уровня любви. Все эти проекты были экспериментальными, но никто не полагал, что они так быстро станут основной деятельностью Nintendo. Особое внимание стоит уделить разработке световых пистолетов. Идея их создания, основанная на солнечной батарее Sharp, принадлежит уже упомянутому Гумпею Екои и Максюки Уэмура.

Они быстро поняли, что могут использовать «пулю» в виде пучка света, который при попадании в батарею включал бы ее или выключал. В то время в Японии была популярна стрельба по тарелочкам, поэтому Екои предложил воссоздать полноценные тиры, основанные на световых технологиях. На открытие первого тира собрали представителей прессы. Но возникла неполадка — от света и вспышек лазерное оружие вышло из строя. Чтобы не сорвать презентацию, один из разработчиков технологии забрался в ящик за сценой и начал вручную сбивать мишени, а затем пинать контроллер, освещающий пораженную цель. Забавно, что никто так и не заметил сбоя, а пресса ушла впечатленной.

 

image

 

Color TV Game 6 появилась на рынке в 1977 — это игровая приставка для ТВ с 6 видами светового тенниса. Управление осуществлялось с помощью дисков на корпусе приставки. На этой же фотографии — гоночный симулятор, игровая ТВ-приставка Game Racing 112.

 

image

Nintendo Beam Gun Game — световой пистолет.

image

Конечно, задерживаться на таких игрушках Nintendo не собиралась. Уже скоро стало ясно, что ее основным направлением станет развитие несколько иных конструкций — игровых консолей для дома, игровых автоматов и карманных игровых устройств. Первый опыт в новом для себя направлении, как оно обычно бывает, оказался неудачным. В 1977 году Nintendo выпускает свою первую игровую приставку, которая с треском проваливается на рынке. Спустя год появляется первый игровой автомат от Nintendo, который так же, как и консоль не нашел своего покупателя. Но разработчики не опускали рук, и за несколькими провалами, наконец, последовал большой успех. В 1980 году Nintendo открыла свой филиал, Nintendo of America, в США, в Нью-Йорке, главой которого стал Минору Аракава, зять Ямаути. Именно тогда Гумпэй Ёкои создал первое портативное игровое устройство под названием Game Watch (в СССР выпускались аналоги этого семейства игр, такие как «Ну, погоди!».

 

 

 

В 1978 в компании открывается подразделение, цель которого — производство и вывод на рынок аркадных игр для игровых автоматов. Один из первых продуктов — Computer Othello, аналог Реверси.

 

image

 

В течение нескольких лет компания представляет миру Radar Scope и Donkey Kong.

 



 

 

image

 

Game Watch — это небольшая игровая платформа, очень похожая на современную Nintendo DS по своему дизайну. Каждый экземпляр Game Watch поставлялся с вшитой в него игрой. Сменить игру на каком-то конкретном устройстве было нельзя , для этого нужно приобретать новое устройство. Во многом это ограничение было вызвано тем, что задний фон каждой игры был напрямую прорисован в Game Watch. Само устройство было довольно простым, работало оно на часовых батарейках, и в нём использовался простейший экран на жидких кристаллах. На то время Game Watch оказалась феноменально успешной игровой платформой, было реализовано более 10 миллионов экземпляров приставки. После первого успеха компании последовал и второй. Талантливый инженер Сигеру Миямото решил переделать игровой автомат Radar Scope. В итоге вместо провального на тот момент изделия вышел ныне легендарный Donkey Kong. Главным героем игры был плотник, для отображения которого на экране использовались средства анимации, достаточные, чтобы он мог бегать, прыгать, карабкаться по лестнице и хватать кувалду. Сначала главного героя назвали Jumpman, но потом Миямото придумал ему имя — Марио, в честь главы одного из офисов Nintendo, Марио Сегали. Главной целью Марио было спасение девушки по имени Паулина из лап гориллы Donkey Kong, сидящей на самом верху игрового экрана. Горилла чинила различные препятствия на пути Марио: кидала бочки, пружины и другие подручные средства.

 

 

 

 

 

Дополнительный PR Donkey Kong принесло еще и то, что кинокомпания Universal подала на Nintendo в суд сразу же после того, как узнала об этой популярной игре. Американцам показалось, что имя гориллы слишком сильно напоминает King Kong, права на которого принадлежали Universal. Нанятый Nintendo юрист Говард Линкольн выиграл это дело в суде. Позже Говард был назначен на пост главы Nintendo of America. Прошло не так много времени, и в 1983 году на игровых автоматах появилась игра Mario Bros., в которой Марио уже предстал перед игроками в качестве водопроводчика и стал героем собственных полноценных приключений, а в помощь ему был придуман брат Луиджи. Позже вышли игры Donkey Kong 3 и Popeye.

 

 



 

 

Консольный период

В 1983 году на территории Японии в продажу поступает приставка Family Computer, известная во всем остальном мире как Nintendo Entertainment System (NES). В течение следующего года Famicomp завоевывает порядка 90% японского рынка и становится одной из самых популярных игровых приставок Японии. Приставка Famicomp или Family Computer была целиком и полностью спроектирована инженером Масэйуки. На волне успеха и популярности Nintendo решает выйти на североамериканский рынок и готовит к выпуску несколько переработанную версию своей приставки. В 1985 году в Америке, а спустя некоторое время и в Европе стартует запуск Nintendo Entertainment System. Но нельзя сказать, что продажи в США начались с нуля, так как под консоль уже было сделано огромное количество разнообразных игр (Super Mario, Donkey Kong, Metroid, The Legend of Zelda, Castlevania и многие другие). В Японии приставка по-прежнему продается под названием Famicomp.

 

В самом конце 80-х годов Nintendo поразила всех еще одним хитом. Была выпущена портативная игровая приставка Game Boy. Система состояла из центрального 8-битного процессора и экрана на жидких кристаллах без подсветки, способного выводить лишь четыре оттенка серого цвета. Несмотря на технические ограничения системы, очевидные даже для того времени, многие независимые разработчики стали создавать свои игры для Game Boy. В период существования на рынке Game Boy такие компании, как NEC, Atari и Sega выпускали более мощные портативные игровые системы с лучшими графическими возможностями, однако никто из них не смог поколебать безоговорочного лидерства Game Boy.

 

image

 

1983 год: компания выпускает Nintendo Entertainment System и становится лидером игрового рынка. Эта система дошла и до России — в виде клона под маркой Dendy. В самой же Японии это — Famicom.

 

image

 

image

 

У кого была такая?

 

image

 

В 1989 году появилась карманная приставка Game Boy. Это было новое поколение карманных консолей — гораздо более продвинутое, чем Game Watch. Первая модель была оснащена чёрно-белым экраном с разрешением 160×144 пикселей и стереозвуком. Использовался процессор Sharp LR35902 DMC-CPU[2] на тактовой частоте 4,194304 МГц. Была и интересная функция Game Link — с помощью кабеля объединялись две приставки для игры в многопользовательском режиме.

Nintendo использовала такую стратегию: как только продажи Game Boy шли на убыль, компания выпускала новую версию.

 

image

 

image

 

image

 

В начале 1990-ых появляется игровая консоль нового поколения: 16-битная Super Nintendo. В Японии — Super Famicom.

 

image

 

В рекламе Super Nintendo в 1991 году снялся Пол Радд. Странно, но за 22 года он совсем не изменился.

 



 

 

image

 

 

К этому моменту Nintendo уже стала одним из лидеров в отрасли. Феноменальный успех NES (в Японии было продано 32 миллиона копий, а в США примерно 30) обеспечил компанию большим количеством средств, необходимых для производства других приставок. При этом стоит отметить, что серьезный процент дохода компании составляли сами игры. Так, за время существования NES игры из серии Super Mario были проданы общим тиражом в 68 миллионов копий, в то время как The Legend of Zelda смогла набрать 11 миллионов. И эти игры выпускались самой Nintendo.

В 1990 году компания Nintendo заканчивает разработку своей шестнадцатибитной приставки Super Nintendo Entertainment System (SNES) и выпускает ее сначала на японском рынке, а в 1991 году приставка появляется и на североамериканском рынке. В Японии консоль по-прежнему называется Famicom, но уже с приставкой Super, и отличается внешним видом. Приставка поддерживала несколько режимов разрешения игрового экрана, была способна выводить наибольшее количество цветов и рисованных объектов на экраны телевизоров одновременно, а также обладала некоторыми математическими функциями для работы с трёхмерными объектами. За весь период существования 16-битной приставки от компании Nintendo, для неё было выпущено большое количество качественных и удачных игр и прежде всего — игр от самого игрушечного гиганта: Super Mario World, F-Zero, The Legend of Zelda: A Link to the Past, Super Metroid и прочие шедевры дизайнерской мысли. А компания Rare выпустила такие известные игры, как Donkey Kong Country и Killer Instinct. Приставку охотно поддерживали и независимые разработчики, и прежде всего такие крупные компании, как Square, Enix, Capcom и Konami. Благодаря их труду для приставки Super Nintendo было создано множество игр: серии Final Fantasy и Dragon Quest, Castlevania, Ghouls, Ghosts, Street Fighter 2, TMNT 4 и т. д.

Несмотря на то, что Nintendo в течении довольно долгого времени оставалась лидером на своем рынке, появление конкурентов не заставило себя долго ждать. Так, первый удар по благосостоянию Nintendo нанесла Sega, которая смогла увести у компании часть покупателей. Вторым же ударом стал выпуск консоли Play Station компанией Sony. Продажи Nintendo заметно упали. Некоторые последующие ее проекты (Virtual Boy и Game Cube) спросом пользовались только среди фанатов японской компании.

 

image

 

Первой домашней консолью от Nintendo, способной на трёхмерную графику, стал Virtual Boy, выпущенный в 1994 году. Тут используется технологи, аналогичная «шлему виртуальной реальности» — погружаешь лицо в устройство, и два монохромных (чёрно-красных) проектора передают изображение раздельно для каждого глаза.

Но систему ожидал провал — у пользователей, в основном, болела шея. Да и чёрно-красное изображение не радовало.

image

image

 

 

В 1996 году Nintendo выпускает консоль с незамысловатым названием  Nintendo 64 (цифра в названии говорит о 64 битах). Для новой 64-битной игровой системы в компании разработали инновационный контроллер. В него были заложены возможности управления игрой двумя способами: один представлял собой управление с использованием обычной крестовины D-Pad, другой — с использованием аналогового джойстика. На контроллере размещались девять кнопок, а также был специальный порт на обратной стороне устройства для карт памяти и других дополнительных модулей. Консоль стоила всего $250 и имела неплохую линейку игр: Super Mario 64, Mario Kart 64, Star Fox 64, The Legend of Zelda: Ocarina of Time и другие.

Но во всех этих плюсах затерялся один минус — консерватизм Nintendo и нежелание идти на компромиссы. Основной проблемой в приставке Nintendo 64, послужившей поводом для размолвки компании Nintendo со многими важными независимыми разработчиками, были картриджи. Для издательств и разработчиков больше подходили обычные CD-ROM. Стоимость их производства была невелика, их можно было производить большими тиражами в отличие от дорогих и потому рискованных игровых модулей. Пока было не ясно, как новая приставка будет воспринята пользователями, а уже требовались весьма значительные затраты на предпродажное производство игровых модулей. В итоге количество проданных коробок с Nintendo 64 было всего 32 млн. (а это почти в 2 раза меньше, чем продажи SNES), в то время, как Sony продала 100 млн. своих PS One. Этот момент стал для компании переломным.

 

image

image

 

И здесь стоит упомянуть о покемонах, которые стали настоящим утешительным успехом для японской компании. С тех пор, как был придуман Марио, игровая марка Pokemon стала вторым величайшим триумфом Nintendo, наряду с играми серий Super Mario Bros. и The Legend of Zelda. Сначала в Японии, а потом и в США компания Nintendo выпустила для Game Boy игры Pokemon Red и Pokemon Blue. В 1999 году популярность покемонов набирала обороты во всем мире. В этом же году вышли сразу три новых игры под маркой Pokemon: Pokemon Snap, Pokemon Pinball и Pokemon Yellow.

Начавшаяся покемономания подвигла Nintendo вернуться к выпуску игральных карт и игрушек. Новое направление бизнеса принесло компании огромную прибыль. Благодаря популярному мультфильму стали появляться различные продукты под лицензированной Nintendo маркой Pokemon: футболки, комиксы, мягкие игрушки, сумки, видеокассеты. Не отставала по популярности от видеоигр карточная игра Pokemon.

 

 

image

image

 

 

Новый век

В 2000 году на выставке Space World компанией Nintendo были представлены портативная 32-битная игровая система Game Boy Advance и домашняя приставка нового поколения GameCube. Там же были обнародованы полные технические характеристики Game Boy Advance, представлены периферия и первые игры. Консоль вышла 21 марта 2001 года в Японии и 11 июня 2001 года в США. Game Boy Advance полностью совместима со всеми предыдущими версиями Game Boy и могла взаимодействовать с GameCube.

В это же время начинают выпускать консоли нового поколения такие гиганты, как SONY и Microsoft. По успешности первой стала SONY с её PlayStation 2, вышедшей в 2000 году, второй стартовала Nintendo с GameCube в сентябре 2001, а тройку замыкала Microsoft с Xbox, вышедшей в ноябре 2001. На самом деле все приставки имели примерно одинаковое «железо», но PS2 с самого начала вырвалась вперед. Сразу её покупали в качестве недорогого DVD-плеера, а только потом как игровую приставку. Когда же PlayStation 2 была признана как консоль, то выяснилось, что для неё было сделано множество первоклассных игр с красивой и современной графикой от различных студий, а вот у GameCube не было ни DVD, ни обширного выбора игр. Разработчики очень неохотно заключали договор с Nintendo, поэтому компании приходилось выкручиваться самостоятельно. Были, конечно, достойные игры: Metroid Prime, The Legend of Zelda: The Wind Waker, Super Mario Sunshine, но это всё те же старые хорошие проекты, которые поднадоели. Nintendo не смогла удовлетворить вкусы всей аудитории, радовав только лишь консерваторов. В итоге консоль продалась тиражом в 22 млн. Xbox сильно не обогнал — 25 млн. А вот PS2 прочно закрепила своё лидерство с цифрой в 150 млн.

В 2002 году президентом Nintendo становится Сатору Ивата, являющийся, кстати, первым президентом компании, не имеющим никакого родства с предшественниками. После поражения в войне больших консолей, Nintendo концентрируется на портативном гейминге, в котором дела обстояли намного лучше: Game Boy по-прежнему продавалась успешно. В 2004 году выходит портативная игровая система Nintendo DS, также известная как NDS или DS. Узнается она по своему горизонтальному дизайну раскладушки, который является возвращением к Game — Watch, и наличию двух TFT LCD экранов, нижний из которых является сенсорным. У системы также есть встроенный микрофон и поддержка беспроводного стандарта IEEE 802.11b/g WiFi, который позволяет соединять консоли между собой на расстоянии в 10-30 метров, или с помощью службы Nintendo Wi-Fi Connection. В целом портативная приставка была неплоха, но с некоторыми огрехами, которые исправили спустя два года в Nintendo DS Lite.

В июне 2004 года, на внутрикорпоративном брифинге, Сатору Ивата объявил о том, что компания работает над абсолютно новой системой под кодовым названием «Revolution». Контроллер новой модели был впервые показан общественности на выставке TGS в 2005 году, а уже в мае 2006 года, на E3, была показана вся консоль целиком, получившая название Wii. Изначально приставка вышла на американском рынке 19 ноября 2006 года по цене в 249 долларов. В 2007 году консоль стала лучшей по продажам на территории Японии и США. На июль 2012 года по всему миру Wii была продана в количестве 96,56 миллионов штук, став таким образом самой успешной консолью Nintendo.

 

 

На выставке E3 15 июня 2010 года впервые была анонсирована новая консоль Nintendo 3DS. Главное её отличие от предшественницы Nintendo DS заключалось в возможности отображения стереоскопических, трехмерных эффектов без использования сторонних средств. В продажу 3DS вышла сначала в Японии, затем в Европе, а уже в последнюю очередь в Северной Америке. Продажи консоли были не слишком удачными из-за высокой цены и небольшого количества игр. Это вынудило руководство компании снизить цену на устройство, что подстегнуло дальнейшие продажи, но снизило стоимость акций Nintendo. Это привело к убыткам, которых не было последние 30 лет. К концу 2011 года с выходом таких игр, как «Super Mario 3D Land» и «Mario Kart 7», система стала пользоваться все большей популярностью, и к середине 2012 года общее количество проданных в мире 3DS превысило 19 миллионов устройств. 28 июля 2012 года, в Японии и Европе и 19 августа 2012 года в США в продажу поступила улучшенная версия Nintendo 3DS, Nintendo 3DS XL.

 

 

 

 

 

7 июня 2011 года на E3 2011 была впервые анонсирована игровая приставка Wii U, которая стала преемницей Wii. Выход игровой консоли в США состоялся 18 ноября 2012 года, в Европе она вышла 30 ноября 2012 года, а в Японии 8 декабря. Особенностью Wii U является новый контроллер, который может продолжать игру даже тогда, когда телевизор выключен. Среди игр, которые поддерживаются Wii U, являются LEGO City Stories, Mass Effect 3 (портирование с других платформ), Darksiders 2, New Super Mario Bros. U, новые игры серий Super Smash Bros., Pikmin 3, Assassin, Creed III, Sonic, All-Stars Racing Transformed, Aliens: Colonial Marines, Ghost Recon Online, Bayonetta 2, ZombiU и Rayman Legends.

Если говорить о сегодняшнем дне, то компания Nintendo серьезно работает над новой консолью Nintendo NX, которая выйдет в 2016 году. По словам разработчиков, она должна стать сюрпризом для потребителей. Но, как сообщают сетевые источники, при разработке новинки Nintendo не делает упор на производительности. Говорят, что по вычислительной мощности Nintendo NX не сумеет затмить PlayStation 4. И, если приставка действительно окажется слабее соперницы в плане производительности, разработчикам, чтобы заинтриговать потребителей, придётся ввести ряд инновационных функций. Ранее глава Nintendo Сатору Ивата говорил, что компания готова пойти на категоричные изменения концепции игровой платформы, несмотря на риск отпугнуть часть покупателей. При всем этом, по заверениям Ивата, компания не позиционирует себя в качестве прямого соперника корпорациям Sony и Microsoft с их стационарными приставками PlayStation 4 и Xbox One. Что ж, будем ждать дебюта новинки в следующем году и надеяться, что Nintendo наконец удивит всех чем-нибудь свежим и не слишком консервативным.

 

источники

http://game2day.org/ru/games/10828/istoriya-kompanii-nintendo-put-ot-igralnyh-kart-do-konsolei

http://geektimes.ru/post/194662/

 

Вот еще несколько удивительных историй брендов и корпораций: вот например История типовой канистры и История Rolex. Вот кто не знал История «джакузи» и Кто делает более половины всех застежек-молний на планете ?. Вот вам Nutella и как многие утверждают  обман потребителей, но я вам еще напомню про Историю тефлона и Кто изобрел шариковую ручку ?